Земли общего пользования: основные правила использования

Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Земли общего пользования: основные правила использования
Энциклопедия МИП » Гражданское право » Собственность » Земельные участки общего пользования. Доступ на земельный участок

Земельные участки общего пользования включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Наиболее важнейшим природным ресурсом, которым может владеть любое государство, является земля. Территории выступают основным базисом при проектировании и строительстве жилой недвижимости, что важно для создания нормальных условий проживания населения в городах и селах.

Земли играют исключительную роль при функционировании различных сфер государственного значения – транспорта, энергетики, промышленности, коммуникаций и других, а также являются местами локализации уникальных природных ландшафтов и комплексов.

Каждый из участков, независимо от эксплуатационной категории, имеет официального владельца, который может самостоятельно распоряжаться своим участком земли. Однако в активе государства существуют такие территории, которые подлежат общественному использованию на законных основаниях.

Земельные участки общего пользования

В соответствии с гражданским законодательством для удовлетворения потребностей широкого круга лиц и любых граждан предусмотрены специальные земельные участки общего пользования. Это территориальные участки, в пределах которых граждане имеют право находиться на законных основаниях, а также могут свободно использовать все природные и прочие объекты, расположенные там же.

Земельные участки, которые пригодны для публичного свободного использования гражданами страны, включают в себя объекты, которые расположены на территории населенных пунктов государства.

Сюда относятся улицы, площади, набережные, скверы, бульвары, общественные пляжи, водные объекты и др.

Граждане имеют возможность использовать данные территории, а также природные объекты, расположенные на них, в соответствии с допустимым правовым режимом, а также в соответствии с земельным законодательством.

Правовой режим земельных участков общего пользования

Действующими законами гражданского и земельного законодательства установлен факт, что земельные участки, находящиеся в общем пользовании, могут находиться исключительно в собственности органов государственной власти или учреждений местного самоуправления муниципального масштаба. Существует категорический запрет на осуществление приватизации таких территорий.

Общественные территории могут быть огорожены специальными заборами и оградами, которые свидетельствуют о запрете гражданам для использования данных участков. Если же собственник, владелец, арендатор или пользователь специальными оповестительными и сигнальными знаками строго не обозначил наличие какого-либо запрета, то любая особа имеет право пройти через данный участок.

Основным условием для использования общих территорий является соблюдение всех требований собственника, а также такая эксплуатация, которая не принесет убытков, ущерба и беспокойства собственнику земель.

Правовой режим земельных участков общественного предназначения предусматривает возможность граждан полностью и бесплатно использовать все объекты инфраструктуры и удобства, расположенные в конкретных пределах. Таким образом, граждане могут использовать все дороги городов, улицы и тротуары, урны, скамейки, детские площадки и др.

Земельные участки общего пользования в составе земель различных категорий

Законодательство не выделяет земельные участки, находящиеся в общем пользовании, в отдельную категорию, так как рассматривает такие участки исключительно в составе существующих классов земель. Земли для общественного использования могут входить в состав следующих категорий, которые определяются в зависимости от целевой специализации, природных и социально-экономических факторов:

  • территории, которые предназначены для выполнения сельскохозяйственных работ;
  • участки населенных пунктов;
  • земельные территории, которые используются для выполнения специальных задач государственной важности и применяются в транспортной, коммуникационной, промышленной, космической, оборонной, энергетической и других сферах;
  • территории, которые подлежат особой охране государственными и муниципальными ведомствами;
  • земельные участки лесного и водного фондов;
  • территории, которые находятся в государственном запасе.

Учитывая данные категории, специфика использования земель общего пользования предусматривает возможность граждан использовать земельные территории и дороги для прохода и проезда, береговые полосы и водные объекты для времяпровождения и купания, территории общественного использования в пределах городов, а также лесные насаждения для времяпровождения и сбора урожая в допустимой мере.

Право прохода через чужой участок

Все граждане имеют право свободно передвигаться по территории страны, а также использовать для прохода все участки, которые не ограждены в соответствии с наличием законных прав на конкретную территорию. Запрет будет действителен, если собственник предварительно установил оградительные знаки о существующем запрете.

Для свободного прохода граждане могут использовать различные участки для общественного использования, которые находятся в составе различных земельных категорий:

  • территории транспортной сферы – магистрали, дороги и трассы, которые используются для пешего прохода и проезда с помощью транспортных средств;
  • береговые полосы и прибережные участки, которые находятся в непосредственной приближенности к водным объектам;
  • для прохода граждан предназначаются также общественные территории в пределах населенных пунктов;
  • лесные участки.

Если собственник устанавливает ограничения на возможность прохождения третьими лицами через его территории, то граждане имеют возможность оформить сервитут. Данный документ позволит использовать земельные территории для свободного прохода и использования в установленных законодательством целях.

Права собственника земельного участка по поводу доступа на участок

Законный собственник территории, получая документальное подтверждение о праве собственности на земельные участки, приобретает и возможность использования земельных ресурсов, а также всех водных, растительных и почвенных объектов в полной мере, при условии что законодательством не предусмотрены определенные запреты.

Собственник также имеет право в полной мере эксплуатировать все доступное пространство по собственному усмотрению, но в соответствии с целевым предназначением и соблюдением правового режима.

Владелец земельных территорий имеет законное право установить ограждения на границах своей собственности с целью ограждения своих владений от общественного доступа и использования посторонними лицами. Если такие предупредительные знаки существуют, то посторонние лица не могут находиться и проходить через огражденные участки земли.

Если собственник по каким-либо причинам не пожелал или не имел возможности установить ограждения в пределах своей собственности(земли), то такие территории могут расцениваться гражданами в качестве общественных и использоваться для прохода и времяпровождения. Единственным условием нахождения на таких участках является соблюдение правового режима, который запрещает нанесение ущерба участку и всем объектам, а также причинение личного беспокойства собственнику.

Причинение ущерба или нарушение спокойствия собственника при переходе через чужой земельный участок

Законные собственники любых земельных территорий, которые подпадают под категориальные признаки общественных участков в составе любых земель, могут по собственному желанию предоставлять в пользование свое имущество в виде участка земли для прохода граждан или же устанавливать запрет на такую эксплуатацию с помощью установки специальных ограждений.

В случае если при переходе участка был нанесен ущерб земельным территориями или объектам, которые расположены в конкретных пределах, или же собственнику было причинено неудобство и беспокойство, владелец имеет возможность потребовать в судебном порядке устранения всевозможных нарушений. Для этого собственнику стоит обратиться в суд с соответствующим судебным иском о факте нарушения прав при переходе через его участок земли.

Источник: https://advokat-malov.ru/sobstvennost/zemelnye-uchastki-obshhego-polzovaniya.-dostup-na-zemelnyj-uchastok.html

Земли общего пользования: основные правила использования

Земли общего пользования: основные правила использования

Право выбора варианта приватизации принадлежит членам СНТ. Если они выберут оформление общей собственности, то допускаются совместная и долевая собственность.

Плоские и однообразные зеленые равнины в окре­стностях Бостона открыты всем ветрам , и кажется , будто они совсем не подходят месту , где можно найти фантастический сад . Но стоит только загля­нуть за живую изгородь , как сразу откроется ве­ликолепие буйства красок , созданное руками Кэ­рол и Майкла Дэй .

Извилистые дорожки из крупного песка , пропадаю­щие в посадках цветов и покачивающихся трав , обе­щают много удивительных приключений . Много­численные цветники состоят из традиционных для английских садов растений : люпинов , наперстя­нок , аквилегий , дицентры , эхинацеи и альстремерий , перемешанных с разнообразными сорта­ми коровяка ( Verbascum ) и горца ( Poligonium ).

Придомовая территория частного дома: границы, содержание

Земельные участки общего пользования, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, в городских и сельских поселениях, создаваемые в общественных интересах органами местного самоуправления с учетом местных условий, в отличие от корпоративных земельных участков общего пользования, как правило, открыты для общего доступа.

Земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение (особо охраняемые территории), получают особый правовой режим.

Может ли земля общего пользования передаваться какому-то лицу в личное пользование? На сегодняшний день это прямо запрещено законом. Поскольку это территория, предназначенная для общественности, то иметь доступ к ней имеет право любой человек.

Применение их не ограничивается ничем, кроме целевого назначения, а доступ к землям имеет все население. Использование общественных земель осуществляется на бесплатной основе.

Соответственно, субъектами права собственности на земельные участки являются: РФ, субъекты РФ, муниципальные образования, граждане и юридические лица. При этом в ст. 36 специально подчеркнуто, что граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю, а в ст.35 – что право частной собственности охраняется законом.

На пути преобладающего северо — западного ветра посажена группа из двад­цати деревьев разной высоты , обеспечи­вающая весьма эффективный барьер» .

В летнее время года выполняется подметание и поливка местности. В некоторых случаях полагается мытье тротуаров. Все выполняется согласно графику.

Возможна ли частная собственность на зоп? По мнению юриста, руководителя юротдела «Русского Фонда Недвижимости» Максима Финионова, несмотря на все сложности при переходе прав, владение долей в собственности на землю под дорогами и сетями дает владельцу больше возможностей по защите своего права на проход/проезд и пользование сетями.

Положение об округах санитарной и горносанитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утв.

Ее размер определяется в зависимости от условий проведения процедуры. Они, в свою очередь, устанавливаются Правительством РФ и органами местного самоуправления. Для тротуаров 1 класса задействуются машины, работающие со скоростью 7-8 км/ч. Днем уборка территорий может проводиться со скоростью 4 км/ч.

Закона отпадает, однако обязанность аренды этого участка в силу п. 3 того же Закона сохраняется. Действительно, при аренде земельного участка смены собственника не происходит, однако, удовлетворившись этим формальным моментом, Закон совершенно упускает из виду момент содержательный.

Поэтому рассмотрим этот вопрос более подробно. Итак, чтобы оформить в собственность земли общего пользования: 1.

Важно помнить, что земля, считающаяся общей, в полную собственность передана быть не может, по закону земельный фонд может быть передан в долгосрочную аренду с ограничением публичного сервитута, для чего потребуется обратиться в местную администрацию и заключить договор аренды; 2.

Работа проводится по конкретному графику. При этом задействуются специальные машины и ручной труд. В жилищной компании должны обеспечить условия для свободного доступа к люкам. Причем положена уборка не только участка около домов, но и дорожки. Периодичность выполнения работы устанавливается правилами.

Оно необходимо в осеннее-зимний период. Его обустройство может быть создано по желанию хозяина. Освещение бывает декоративным или функциональным. Второй вариант предполагает установку фонарей и ламп на основе учета безопасности. Все оборудуется так, чтобы не мешать работе других коммуникаций. Декоративное освещение необычно выглядит на участке.

Озеленение участка. После тщательной очистки территории, полностью готовой к эксплуатации, нужно выполнить озеленение.

ConsultMill — юридические консультации Что в себя включает придомовая территория частного дома ?

Но это лишь примерный комплекс мероприятий, который нужен для обустройства территорий в частном секторе. В зависимости от видов работ необходима подготовка к оборудованию местности и закупка материалов.

Эксплуатация земель общего пользования доступна каждому гражданину РФ, причем платить за это он не обязан. Выходит, что в этой ситуации арендатор должен платить свои средства за всех пользователей конкретного земельного участка или получить исключительное право на владение земли, что запрещено. Подобные дела могут решаться в суде, однако процесс будет длительным и запутанным.

Правовая возможность застройки, возникающая у собственника земельного участка, — одно из важных распорядительных правомочий субъекта права собственности (см. коммент. к ст. 260). Однако это правомочие не носит абсолютного характера.

Что касается территории на улицах, скверах, парках и в других местах, то они могут передаваться физическим или юридическим лицам, государственным или общественным организациям в аренду. На этих участках допускается установка торговых точек, киосков и других объектов для временной эксплуатации.

Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс.

Привитизация земель общего пользования в дачном коооперативе!

В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.

Чтобы соответствующие органы решили проблему , необходимо написать заявление , которое вышеуказанные инстанции будут рас­сматривать в течение месяца . Споры решают­ся при участии двух заинтересованных сто­рон .

Если одна из сторон отсутствует и не написала заявление о том , что согласна на рас­смотрение спора без нее , заседание отклады­вается .

Спасибо.» «Земли общего пользования садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения относятся к имуществу общего пользования и предназначены для обеспечения потребностей всех членов такого общества.

При этом оговорено обязательное условие наличия решения о согласовании местоположения границ со смежными землепользователями.

Возможна ли частная собственность на зоп?

Пределы общего пользования на участке со специальным режимом заметно более жесткие, чем на участке с общим режимом: допускается лишь проход (не проезд!) граждан через участок, нахождение на участке и использование природных объектов невозможны.

Здесь приводятся общие положения, регламентирующие пользование общедоступными землями, а также порядок перевода их в собственность СНТ.

Формы земельной собственности:

  • частная собственность: право частной собственности граждан и юридических лиц на земель­ные участки возникает в следующих случаях: при приватизации го­сударственных и муниципальных земель; наследовании; дарении; купле-продаже; обмене или сделках с землей; в результате внесения в качестве взноса в уставной (паевой) капитал юридического лица;
  • государственная собственность: это право собственности РФ и ее субъектов на землю. К государственной собственности относятся земли, не находящиеся в частной собственности граждан и юридических лиц, а также в муни­ципальной собственности (ст. 214 ГК РФ). От имени РФ и ее субъектов права собственника осуществляют органы государственной власти в рамках их компетенции (ч. 1 ст.

Площадь земель общего пользования рассчитывается так: из общей площади, выделенной под образование СНТ, вычитается площадь земель, которые находятся в собственности граждан.

Определяем и узакониваем размеры придомовой территории частных домов

Кроме этого, лица, несущие ответственность за данные территории, имеют права сдавать их во временное пользование другим лицам с целью организации последними различных видов разрешенной деятельности.

Если неприятность произошла внутри сооружения, ее можно устранить достаточно быстро. Поломка наружного водопровода может потребовать земляных работ. Это означает, что заборы, ограды, деревья могут создать серьезные препятствия.

Для этого необходимо провести геодезические работы и сформировать участок согласно генеральному плану или плану организации и застройки территории. Немаловажным пунктом является отсутствие споров по границам земельных участков общего пользования.

Водоснабжение От него напрямую зависит благоустройство как самого дома, так и территории, к нему прилегающей. При какой-либо аварии, прорыве трубы, поломке вентиля может потребоваться срочный ремонт.

Земельные участки общего пользования образуются в составе территориальных зон (см. коммент. к ст. 260) как «территории общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, дорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами и другими объектами.

Землями общего пользования принято считать те земельные участки, которые расположены в населенных пунктах и служат цели удовлетворения интересов и законных прав лиц, проживающих на территории этого населенного пункта.

Документы Пленума и Президиума Верховного суда по ст. 262 ГК РФ

Собственники домов могут приватизировать данную землю. В статье рассказывается, что такое придомовая территория внутри забора и за ним, как оформить права собственности на нее, и что для этого потребуется.

Собственники домов могут приватизировать данную землю. В статье рассказывается, что такое придомовая территория внутри забора и за ним, как оформить права собственности на нее, и что для этого потребуется.
Законодательное регулирование вопроса Основные моменты, касающиеся данного вопроса, определены в:

  • Конституции РФ, которая установила право граждан на частную собственность, а также возможность общего пользования землёй.
  • Положениях Градостроительного кодекса РФ.
  • ФЗ о госкадастре недвижимости, установившим порядок регистрации недвижимости и её правообладателей в базе ЕГРН, а также выдачи правоустанавливающего документа.
  • СанПиН и регламент СНиПа, касающиеся малоэтажных домов.
  • ЗК и ГК РФ, определившие виды таких земель и порядок заключения сделок по переходу прав на участки от одного лица к другому (покупка, аренда и т.п.).

Еще одной достаточно актуальной проблемой для многих частных владельцев является благоустройство зоны, которая прилегает к сооружению. В этой связи специалисты рекомендуют составить план участка, распределив на нем объекты по собственному усмотрению. Благоустройство предполагает определенный комплекс работ.

Источник: http://metallokrovlya-kazan.ru/strakhovoe-pravo/5978-zemli-obshhego-polzovaniya-osnovnye-pravila-ispolzovaniya.html

Законодательство

Регулирование вопросов использования земель общего пользования в рамках населенных пунктов осуществляется двумя ключевыми нормативными актами, первым из которых является Градостроительный Кодекс Российской Федерации, а вторым — Земельный Кодекс.

Указанные нормативные акты занимаются полномасштабным регулирование всех вопросов, связанных с эксплуатацией любых земельных категорий, расположенных в населенном пункте.

Кроме того, Земельный Кодекс Российской Федерации осуществляет контроль за соблюдением правил эксплуатации существующих земельных участков.

Градостроительный кодекс Российской Федерации дает подробную расшифровку понятия земель общего пользования, а также формулирует основные правила эксплуатации этого ресурса. В рамках данного нормативного акта также происходит подробная расшифровка основных направлений, по которым может происходить эксплуатация конкретного земельного участка, отнесенного к той или иной категории.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Так как понятие земель общего пользования относится одновременно к двум сферам правоотношений — градостроительным и земельным, на них распространяется свое действие также и региональное законодательство. Этот уровень законодательства может использоваться в том случае, если региональные нормативные акты не входят в противоречие с федеральным законодательством.

В то же время, если подобная возможность установлена на федеральном уровне, для выявления наиболее удачного варианта решения проблемы может осуществляться выбор тех нормативно-правовых норм, которые будут использоваться.

Какие земли относятся к категории земель общего пользования?

К землям совместного использования будут относиться следующие земельные участки:

  • Земли, на которых были построены транспортные развязки, а также дороги различного уровня направленности и обслуживающих характеристик;
  • Земельные участки, на которых возведены инженерные сооружения, предназначенные для обслуживания социально-культурных потребностей населения;
  • Земли, используемые для захоронения бытовых отходов или возведения предприятий, предназначенных для утилизации имеющихся бытовых отходов;
  • Земельные участки, использование которых подразумевает удовлетворение интересов жителей населенных пунктов.

Эти земли являются землями общего пользования, которые могут эксплуатироваться для достижения интересов качественного обслуживания проживающих в конкретном населенном пункте людей, а также для полноценного функционирования различных юридических лиц, в том числе и региональных и муниципальных органов власти.

Возможные варианты использования земель общего пользования

Именно по этой причине рассматривать в сфере правоотношений можно только такие варианты использования, как:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • Аренда;
  • Безвозмездное бессрочное пользование.

Земельное и гражданское законодательство запрещает возможности оформления в частную собственность земельных участков, относящихся к землям общего пользования, независимо от того, каким именно образом происходит такое оформление — выкупом или путем проведения процедуры приватизации.

Однако, в том случае, если на участке расположено капитальное строение, оформленное надлежащим образом в качестве недвижимого имущества с прохождением регистрации права собственности, участок через судебное решение можно признать находящимся в собственности. Но в этом случае будет работать правило, согласно которому оформление права собственности невозможно в том случае, если имущественные претензии предъявляются к земельному участку, расположенному, например, на улице.

При оформлении договора аренды собственник здания, расположенного на этом участке, имеет право преимущественного заключения договора аренды. Однако право выкупа действовать в этом случае не будет, а указание возможности выкупа в тексте договора будет считаться незаконным.

Аренда земель общественного пользования имеет наибольшее распространение в сфере правоотношений, где одной из сторон, заключающих договор, выступает юридическое лицо.

Если же речь идет о взаимодействии физического лица и государства, то в качестве возможного варианта получения во владение земли будет считаться безвозмездное пользование или постоянное бессрочное пользование. И в том, и в другом случае владелец участка (но не собственник, которым выступает государство) имеет право возвести капитальное строение на территории полученного участка.

В том случае, если объект капитального строительства прошел официальную регистрацию в виде недвижимого имущества с оформлением права собственности, с таким сооружением можно осуществлять все юридически значимые действия (продать, подарить, оставить в наследство), земля перейдет к новому собственнику строения.

Однако, так как оформление в собственность такого участка запрещено, произойдет переход права аренды земельного участка. В гражданском законодательстве этот принцип называется переуступкой права аренды (отдельного перезаключения договора в этом случае не требуется, но внесение изменений в Единый государственный реестр прав на недвижимость будет обязательным).

Правила налогообложения земель общего пользования

Так как земли общего пользования находятся в собственности государства, режим их налогообложения будет иметь определенные особенности:

  • Если участок предоставлен в аренду физическому или юридическому лицу, то налогами этот участок будет облагаться только в том случае, если на нем не возведено никаких строений, оформленных в качестве недвижимого имущества. В противном случае налог может быть заменён арендным платежом или наоборот;
  • Если участок не имеет своего владельца или пользователя (например, проезжая часть дороги), то земельный налог в этом случае будет заменён транспортным (в состав которого включается также и налог за использование дорог), то есть сумма налогообложения будет разделена в пропорциональном размере на всех потенциальных пользователей конкретным участком;
  • Если земли общего пользования находятся в рамках садоводческого некоммерческого товарищества, то налог за эти территории должны платить все собственники участков в рамках такого объединения.

Особый режим налогообложения земель общего пользования обусловлен непосредственно особенностью характера и возможных вариантов использования таких участков.

Ответственность за незаконное использование земель общего пользования

Одним из наиболее распространенных вариантов нарушения законодательства об использовании земель общего пользования считается самозахват таких территорий. Классификация такого правонарушения происходит в соответствии со статьей 7.

1 Кодекса об административных правонарушениях. Согласно этой статье под самозахват от земель общего пользования необходимо понимать самовольное занятие и эксплуатацию земельного участка без наличия соответствующих правоустанавливающих документов на него.

Наказание за такое правонарушение назначается в соответствии с этой же статьей Кодекса и подразумевает под собой только наложение штрафа на нарушителя.

Однако, если на участке возведено самовольное строение (а лицо, возводившее это строение, такого права не имел), одним штрафом отделаться уже будет нельзя — самовольную постройку придется снести и восстановить первоначальный вид конкретного участка. При этом все эти действия нарушитель должен осуществить за свой счёт.

Контроль за содержанием и эксплуатацией земель общего пользования Земельный Кодекс налагает на специально уполномоченные органы, в функции которых включен обязательный контроль за состоянием земель в конкретном административно образовании, а также управление недвижимым имуществом, принадлежащим государству на праве собственности и подлежащим распределению в соответствии с действующим законодательством.

Земли общего пользования представляют собой особую категорию земель населенных пунктов, режим использования которых регулируется как на федеральном, так и на региональном уровне. Особенность нахождения таких земель только в собственности у государства накладывает отпечаток как на возможности реализации таких участков, так и на режим налогообложения этой категории земель.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/ispolzovanie-vladenie/pravo/zemli-obshhego-polzovaniya.html

Земли общего пользования и их использование в России в 2019 году

Земли общего пользования: основные правила использования
Время чтения: 5 минут

Во многих населенных пунктах есть территории общественного, социального, природного, рекреационного и иного значения.

Посещать их с целями, не запрещенными законом, может любой желающий, ведь это – земли общего пользования (ЗОП).

Поскольку такая правовая конструкция предусмотрена российским законодательством, стоит разобраться, что относится к таким землям, как их может использовать население и что входит в нормативно-правовую базу.

Право общего пользования землей является разновидностью природопользования. Оно имеет не вещную, а эколого-правовую природу, поэтому реализуется в отношении природных объектов, не индивидуализированных в качестве частного недвижимого имущества.

Понять, что такое земля общего пользования, поможет ст. 262 Гражданского Кодекса. Согласно ей, граждане вправе свободно использовать землю и размещенные на ней объекты в пределах, не запрещенных законодательством, если:

  • участки находятся в государственной и муниципальной собственности;
  • территории не закрыты для общего доступа;
  • собственник не огородил участок или иным образом не обозначил, что проход через него без разрешения запрещен. Это касается частных наделов, которые могут использоваться для прохода.

Более уточненное понятие дает п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса, согласно которому земли общего пользования – это территории, которыми пользуется неограниченный круг лиц. Хотя речь идет об участках населенных пунктов, в более широком значении лица могут пользоваться землями и за их пределами.

Аналогичным образом ЗОП рассматривает и земельное законодательство, включая их в состав земель населенных пунктов. Так, земля общего пользования по Земельному кодексу (п. 12 ст. 85 ЗК) может входить в состав разных территориальных зон (жилых, общественно-деловых, сельскохозяйственных, производственных), но ее нельзя приватизировать или передать в частную собственность.

Вышеуказанные нормы законодательства позволяют выделить ключевые признаки ЗОП:

  • территории находятся в муниципальной или государственной собственности;
  • чаще всего они рассматриваются как земли общего пользования населенных пунктов;
  • участки общедоступны;
  • наделы и размещенные на них природные объекты использует неопределенный круг лиц;
  • для их использования в общем виде не требуется специального разрешения.

Эксплуатация территорий общего пользования регулируется не только федеральными законами, но и местными правилами застройки и землепользования. Поэтому в разных регионах и населенных пунктах состав таких земель и порядок их использования может отличаться.

Земли, отнесенные к ЗОП

В законодательстве нет исчерпывающего перечня территорий, относящихся к землям общего пользования и конкретных прав на их использование. Традиционно под ними рассматриваются земли в населенных пунктах, которые специально предназначены для общего использования.

В юридической литературе часто справедливо обозначается, что массовому использованию поддаются также участки за пределами населенных пунктов, то есть ЗОП рассматривается в более широком смысле. Так, можно выделить не менее 3 категорий земель, которые используются неограниченным кругом лиц:

  1. Земли общего пользования в населенных пунктах, то есть участки, которые изначально имеют такой юридический статус. В их состав входят:
    • пути сообщения: дороги, улицы, проезды, переулки, дворы многоквартирных домов и так далее;
    • территории удовлетворения культурно-бытовых потребностей: парки, скверы, бульвары, площади;
    • природные объекты: лесополосы, пляжи, водоемы;
    • полигоны бытовых отходов, свободные незастроенные участки и другие территории, используемые для нужд населенных пунктов.
  2. Территории, на которых расположены леса, береговые полосы, охотничьи угодья. В этом случае право общего пользования на землю не зафиксировано, но оно вытекает из права использовать эти природные ресурсы. Например, согласно ст. 11 Лесного кодекса, граждане могут свободно находиться в лесах в любых личных целях, но пребывание без использования земли невозможно.
  3. Территории в значении, указанном в ст. 262 ГК, где право использования земель предусмотрено в отношении любого публичного участка (не только в населенных пунктах), доступ к которому не запрещен, а также любой территории в частной собственности, чей владелец не ограничил к нему доступ.

Подробности содержатся в статье «Категории земель в РФ».

Варианты использования ЗОП

В традиционном понимании земли общего пользования населенных пунктов предоставлены гражданам для следующих целей:

  • прохода: тротуары, площади;
  • проезда: дороги, улицы, переулки;
  • пребывания: скверы, парки, бульвары, сады.

Как правило, они используются для развития муниципальной инфраструктуры и удовлетворения культурно-бытовых потребностей граждан, например, для отдыха и проведения массовых мероприятий.

Эти участки привлекают внимание предпринимателей, желающих разместить на них торговые и иные коммерческие объекты. Однако капитальное строительство зданий на таких землях запрещено, а действующие в населенных пунктах градостроительные регламенты, согласно пп. 2 п. 4 ст. 36 ГрК, на эти территории не распространяются. Более того, в собственность граждан они передаваться не могут.

Во многих городах местные правила застройки и землепользования позволяют передавать такие земли во временное пользование для размещения некапитальных построек.

Чаще всего использование ЗОП в коммерческих целях осуществляется на условиях краткосрочной аренды. Например, в Казани на этом основании арендаторы размещают объекты мелкорозничной торговли вдоль дорог и остановок общественного транспорта, в парках и скверах, на площадях и бульварах.

Договора аренды могут заключаться с предпринимателями на конкурсной основе. Сроки аренды в каждом городе отличаются. Например, в Москве он может составлять не более 1 года. Размер оплаты тоже определяется в каждом населенном пункте отдельно.

Несмотря на запрет капитального строительства зданий в пределах ЗОП допустимы хозяйственные сооружения, не предназначенные для длительного пребывания людей. Такие территории часто передаются в безвозмездное пользование собственникам этих сооружений.

Другое дело, когда ЗОП не являются публичными местами. Так, предметом множественных споров является земля общего пользования между соседями.

Часто конфликты возникают между членами садовых товариществ и кооперативов, когда один из членов, например, передвигает ограждение участка, ограничивая проезд/проход других участников.

Эти действия незаконны, поэтому гражданам приходится доказывать свою правоту в градостроительных инспекциях и суде.

Особенности уплаты земельного налога с ЗОП

По мнению некоторых, особенности уплаты налога с земель общего пользования зависят от того, находится ли участок в аренде. Однако у этой позиции нет нормативного подтверждения. Согласно ст. 388 Налогового кодекса, плательщиками земельного налога являются граждане и организации, в чьей собственности/владении находятся ЗОП.

Земельные участки общего пользования, как упоминалось выше, принадлежат государству или муниципальным образованиям. Гражданское законодательство не относит государство и муниципальные образования к организациям и уж тем более к физическим лицам.

Пока ЗОП не перейдут в собственность граждан или юридических лиц, отсутствует плательщик земельного налога. Эту позицию подтверждает Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 15.06.2015 № 13АП-9746/2015 по делу № А21-9107/2014.

Независимо от того, находятся ли ЗОП в аренде у частных лиц или нет, земельный налог с них не взимается.

Иная ситуация в отношении земель общего пользования садовых некоммерческих товариществ.

В этом случае земля – собственность СНТ, поэтому необходимость платить земельный налог зависит от того, за счет чего образованы общие территории.

Если они образованы посредством целевых взносов, налог пропорционально распределяется между членами СНТ, если за счет средств фонда СНТ – налог платит товарищество.

Ответственность за незаконное использование ЗОП

Поскольку земли общего пользования занимают обширную территорию населенных пунктов, контролирующие структуры не всегда способны следить за законностью их использования. В связи с этим некоторые граждане занимают участки без разрешения.

Самовольное занятие территории может быть квалифицировано как административное правонарушение по ст. 7.1 КоАП, что приведет к наложению штрафа. Его размер зависит от того, определена ли кадастровая стоимость земли. Если КС установлена, штраф составит:

  • для физических лиц – 1 – 1,5% кадастровой стоимости, но не менее 5 тыс. рублей;
  • для чиновников – 1,5 – 2%, но не менее 20 тыс. рублей;
  • для организаций – 2 – 3%, но не менее 100 тыс. рублей.

При отсутствии сведений о КС размер штрафа составит:

  • для физических лиц – 5 – 10 тыс. рублей;
  • для чиновников – 20 – 50 тыс. рублей;
  • для организаций – 100 – 200 тыс. рублей.

При самовольном занятии части земельного участка штраф будет присужден соразмерно захваченной территории. Если действия совершили лица, осуществлявшие коммерческую деятельность, в части применения санкций они приравниваются к организациям.

Все подробности читайте в материале «Ответственность за самозахват земли в 2019 году».

Заключение

Как правило, земли общего пользования – это территории населенных пунктов, предназначенные для использования неограниченным кругом лиц в целях прохода, проезда или пребывания. К ним относят улицы и дороги, проспекты и бульвары, парки и сады, водоемы, пляжи и другие общественные зоны.

В широком понимании к таким землям также можно отнести другие природные объекты и иные участки государственной и городской собственности, доступ к которым неограничен. Такие территории нельзя продать или приватизировать, но их можно сдавать в аренду, например, для ведения мелкорозничной торговли.

Источник: https://pravovdom.ru/zemlya/zemli-obshhego-polzovaniya.html

Земля общего пользования между соседями 2019 год

Земли общего пользования: основные правила использования

То есть участок земли (придомовая территория), огражденный забором, находится во владении собственника. А территория, что находится за забором, считается «ничейной землей». Как правило, она является муниципальной. Правом пользования такой прилегающей к забору земли обладают те, кто на законном основании сможет обосновать свои права (сервитут) на владение, пользование ею.

К примеру, данная территория необходима собственнику частного дома, ввиду выезда из гаража машины, провоза каких-то грузов, т.е. приходится перемещаться по ней. Таких причин может быть много. Но в, то, же время правом пользования такой территорией могут обладать несколько лиц. Например, соседи частного дома на два хозяина или домов, калитки которых примыкают к общей территории.

Закон о придомовой территории частного дома

  1. Выкорчевывание ненужных кустарников и деревьев.
  2. Вывоз мусора.
  3. Возведение беседок, арок, живой изгороди, пергол.
  4. Завоз удобрений и новой земли.
  5. Разбивка газонов.
  6. Создание клумб.
  7. Вертикальное озеленение фасада.
  8. Высадка кустарников и деревьев.
  9. Сооружение фонтана или водоема.
  10. Обустройство зоны отдыха и детской площадки.

Несомненно, не все эти пункты могут быть выполнены. Некоторые работы для того или другого владельца будут просто неактуальными или нецелесообразными.

План участка составляется с учетом пожеланий собственников.

Придомовая территория частного дома

  • Выкорчевывание кустарников и деревьев;
  • Устранение мусора;
  • Изготовление беседок, арок, изгороди;
  • Использование удобрений;
  • Создание газонов и клумб;
  • Посадки деревьев;
  • Оборудования зоны для отдыха.

Но это лишь примерный комплекс мероприятий, который нужен для обустройства территорий в частном секторе. В зависимости от видов работ необходима подготовка к оборудованию местности и закупка материалов.

Что в себя включает придомовая территория частного дома ?

Особенности растений При использовании насаждений важно учитывать их специфику. Высаженные не в том месте деревья или кустарники не будут хорошо развиваться.

Поэтому, благоустраивая придомовую территорию, следует знать факторы, влияющие на рост насаждений:

  1. Тепло- и светолюбивость.
  2. Морозостойкость.
  3. Устойчивость к засухе.
  4. Химический состав почвы и воды.
  5. Влажность грунта.
  6. Рельеф почвы.

Водоснабжение От него напрямую зависит благоустройство как самого дома, так и территории, к нему прилегающей. При какой-либо аварии, прорыве трубы, поломке вентиля может потребоваться срочный ремонт.

Если неприятность произошла внутри сооружения, ее можно устранить достаточно быстро. Поломка наружного водопровода может потребовать земляных работ. Это означает, что заборы, ограды, деревья могут создать серьезные препятствия.

Земли общего пользования: основные правила использования

Однако это понятие имеет обозначение: земельный участок, находящийся около частного домостроения и принадлежащий его владельцу. Территория данного вида требуется собственнику для ведения хозяйства и обслуживания объекта недвижимости.

На ней можно установить забор, дополнительную пристройку, гараж, хранить древесину и пр. Законодательная база На уровне закона представлен ряд документов, которые определяют условия использовании придомовой территории.
Подробную информацию граждане могут найти в:

  • Конституции РФ;
  • Земельном и Гражданском кодексах;
  • Законе «О государственном кадастре недвижимости»;
  • СНиПах;
  • СанПиН;
  • Техническом паспорте и плане дома и земельного участка к нему.

Получение актуальных сведений позволит узнать свои права и обязанности.

Земли общего пользования: незаконный захват

Его положения определили, как можно присвоить участок, находящийся в муниципальной собственности.Аренда или переход права собственности придомовых земель осуществляется согласно договору с органами местного самоуправления. Желающий может получить отказ в случае:

  • Если на данной участке проведены инженерно-коммуникационные линии.
  • Когда оформление права собственности какого-либо лица уменьшит размер общедоступной территории меньше того, что установлен законом: ширина улиц местного и главного значения не должна быть меньше 15 и 40 м соответственно.
  • Если земля имеет особое историко-культурное значение.
  • Когда надел может стать собственностью сразу нескольких лиц, которые не могут достигнуть согласия.

Определение понятий В отношении частных домов законодательство не определило, что считается придомовой территорией.

Придомовая территория частного дома: обустройство и распоряжение

Источник: https://comfort-invest.ru/drugoe/zemlja-obshhego-polzovanija-mezhdu-sosedjami-2019-god.html

Эксперт права
Добавить комментарий