Право публичной собственности на землю: понятие и основные особенности

Право публичной собственности на землю: понятие и основные особенности | Гарантия права

Право публичной собственности на землю: понятие и основные особенности

Институт права собственности на землю является основополагающим земельно-правовым институтом, так как лежащие в его основе отношения земельной собственности определяют характер земельного строя. В то же время отношения собственности на землю неотделимы от отношений собственности вообще — на другие природные объекты, движимые и недвижимые вещи.

Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Впервые организовал КФХ и получил земельный участок в собственность для ведения сельскохозяйственного производства. Часть данного земельного участка он передал в аренду своему родственнику.

§ 1. Понятие и особенности права собственности на землю

Идеи и доктрины, т. е. мнения ведущих ученых-юристов, принимают в ряде государств участие в формировании права, получая отражение в законодательстве. В романо-германской правовой семье основные положения права были сформулированы в университетских стенах.

Основанное на принципах ислама мусульманское право во многом зависит от заключений древних и современных толкователей религиозных текстов Корана – священной книги, собравшей поучения, речи и заповеди Аллаха, и Сунны – сборника жизнеописания пророка Мухаммеда, от мнений видных юристов.

Основными документами, при помощи которых осуществляется законодательное регулирование публичной формы собственности, являются Земельный и Гражданский кодексы РФ. Также во внимание должны приниматься все законодательные акты и Постановления Правительства РФ, которые затрагивают этот вопрос.

Понятие «собственность» на землю и другие природные ресурсы применяется в экономическом и юридическом смыслах (категориях).

На форме зе­мельной собственности отражаются уникальные свойства земли, отли­чающие ее от форм собственности на другое имущество, являющееся продуктом человеческого труда.

Поэтому право собственности на землю формируется как комплексный правовой институт, за счет норм различных отраслей права: конституционного, административного, гражданского, земельного. Так, конституционные нормы (ст.

13 Конституции Республики Беларусь) определяют приоритет государственной собственности на землю.

Нормы административного права (Закон Республики Беларусь «О местном управлении и самоуправлении») устанавливают полномочия органов местного управления и самоуправления по распоряжению находящимися в их ведении землями.

Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.

Полного, законченного перечня форм собственности на землю не существует. В регулировании этого вопроса используется гибкий подход, в соответствии с которым допускается установление любых форм собственности.

Не существует ни обязательного минимума, ни обязательного максимума.

Смысл современной земельной реформы и, соответственно, законодательства сводится к трансформации права собственности на землю, что кардинальным образом меняет земельноправовой строй России.

Право публичной собственности на землю: понятие и основные особенности

Иными словами, собственник вправе самостоятельно совершать сделки относительно своего имущества, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам либо передавать им права владения или пользования, оставаясь при этом собственником.Главным признаком собственности как экономической категории является присвоение, которое может выступать в различных формах.

Имущественные отношения, возникающие при использовании земли, регулируются нормами гражданско-правовых актов (ГК рФ). В гл. 17 ГК РФ предлагаются нормы, непосредственно регулирующие земельные отношения.

Публичная форма собственности подразумевает принадлежность имущества к следующим публично-общественным образованиям:

  • государству в целом;
  • конкретному субъекту РФ (в лице его органов исполнительной власти);
  • отдельному муниципалитету.

Понятие права собственности на землю

Земельное право закрепляет механизм регулирования отношений земельной собственности с учетом особенностей земли как природной и социальной ценности.

Этот механизм предусматривает ограничения права собственности на землю в целях сохранения и рационального использования земли как национального достояния.

Сторонники естественно-правовой теории именуют право естественным, поскольку оно вытекает из природы человека, всеобщего, универсального порядка.

Право собственности на землю как юридическая категория представляет собой закрепление нормами права экономических отношений земельной собственности, то есть отношений по присвоению и хозяйственному использованию земли.

Наиболее характерным для России способом правового регулирования всегда являлся нормативный акт, что обусловливалось масштабами, централизацией и многонациональностью государства, желанием обеспечить единообразие правоприменения.

Под нормой права понимается общее (не персонифицированное) правило поведения, обязательное для исполнения гражданами и должностными лицами, установленное уполномоченным на это органом.

Норма права – не констатация факта, не рекомендация, не пожелание, не призыв, а повеление, имеющее категорический характер, предписание, за которым стоит авторитет закона, государства. Нормативный акт не должен исчерпываться исполнением, действует непрерывно и, как правило, рассчитан на неопределенное количество случаев.

Понятие и общая характеристика прав собственности на землю

Рассмотрение данной темы является логическим продолжением изучения норм гражданского законодательства, посвященным регулированию одного из важнейших институтов гражданского права — права собственности.


В объективном значении — как правовой институт — право собственности на землю есть совокупность правовых норм, которые регулируют отношения по владению, пользованию и распоряжению землей как объектом хозяйственной эксплуатации.

Целью реферата является изучение понятия права собственности на землю, определения правомочий собственника, исследование правовых норм, касающихся осуществления права собственности различных субъектов, рассмотрение вопросов правового регулирования отдельных земельных объектов. Обязательным требованием является целевое использование земель в соответствии с её категорией и видом разрешенного использования.

Book: Шпаргалка по земельному праву

Собственность — это определенный вид общественных отношений, выражающийся в том, что одни лица свободно господствуют над тем или иным объектом, и вмешательство в это господство иных лиц не допускается.

Так, купив земельный участок в собственность, гражда­нин вправе самостоятельно хозяйствовать на нем.

В качестве юридической категории собственность представляет собой результат закрепления правовыми нормами экономических отношений по владению, пользованию и распоряжению объектом собственности.

Гражданское законодательство распространяется на землю и другие природные ресурсы как объект гражданского оборота в той мере, в какой в какой вопросы их оборота не урегулированы законодательством о земле и других природных ресурсах (ст.129 ГК РФ).

Руководящие решения высших судов обязательны для нижестоящих судов. Постановления Конституционного Суда РФ являются обязательными и окончательными для исполнения.

Публичная собственность на землю

Гражданин Орлов в 1994г. Впервые организовал КФХ и получил земельный участок в собственность для ведения сельскохозяйственного производства. Часть данного земельного участка он передал в аренду своему родственнику.

Год спустя г-н Орлов решил дополнительно арендовать земельный участок для производственных целей и заключил договор аренды с местной администрацией.

В установленный срок администрация потребовала уплаты суммы за аренду, предусмотренной в договоре.

Долгое время (практически все прошлое столетие) именно публичная собственность (а конкретно государственная) была основной и, в большинстве случаев, единственной формой владения таким видом недвижимости, как земля.

Актуальность выбранной темы объясняется включением земли в сферу гражданского оборота и введение частной собственности на нее в современной России, что вызвало необходимость использования гражданско-правовых элементов при регулировании земельных отношений, расширилось поле правовой деятельности за счет появления новых общественных отношений, обусловленных развитием рыночных связей. Правовое регулирование находит свое отражение в нормах Гражданского, Земельного кодексов РФ и других законодательных актов.

Правомочия владения, пользования, распоряжения могут быть ограничены государством. Например, на лиц, имеющих земельные участки на праве частной собственности, возлагается ряд обязанностей.

Наряду с юридическими лицами и гражданами государство в РФ выступает отдельным и совершенно самостоятельным субъектом права.

Поэтому очень большая доля недвижимого имущества (не только земли, но и зданий и сооружений) находится в публичной собственности.

Таким образом, право собственности на землю — это урегулированные нормами земельного и иных отраслей права общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению земельными участками со стороны граждан, организаций и государства.

Публичные сервитуты устанавливаются для прохода или проезда через земельный участок; в целях ремонта; размещения межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ; забора воды и водопоя; прогона скота; сенокоса или пастьбы скота; в целях охоты, ловли рыбы, сбора дикорастущих растений; временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ; свободного доступа к прибрежной полосе.

Источник: http://findlock.ru/pravo-sobstvennosti/8558-pravo-publichnoy-sobstvennosti-na-zemlyu-ponyatie-i-osnovnye-osobennosti.html

Собственность публично правовых образований на земельный участок это

Право публичной собственности на землю: понятие и основные особенности

  • соблюдение законодательства при эксплуатации надела;
  • внесение платы за него (если его предоставление носило не безвозмездный характер);
  • предоставление права ограниченного использования земли другим гражданам (то есть сервитута) в случаях, установленных законом;
  • обеспечение сохранности отдельных объектов, расположенных на территории надела (если они подлежат особой охране);
  • другие обязанности, установленные действующим законодательством.

Все доступные приватизационные процедуры можно условно разделить на два этапа – оформление документов в публичных властных органах и регистрационный процесс в службе Росреестра (подать документы на регистрацию можно и через систему Многофункциональных центров). На каждом из указанных этапов гражданам придется иметь дело с различным комплектом документации.

Что такое публичная форма собственности земельного участка и как ее перевести в частную

Основания возникновения права собственности на земельные участки публично-правовых образований. Приобретение прав на земельные участки публично-правовых образований как правоотношение возникает на основании законодательно определенных правообразующих юридических фактов, которые, на наш взгляд, можно классифицировать в зависимости от их функционального назначения.

Первую группу составляют правообразующие юридические факты, непосредственно являющиеся основаниями возникновения права собственности. Их особенностью является то обстоятельство, что они являются «устанавливающими» и, как правило, являются основаниями для государственной регистрации данного права.

Однако, учитывая производный характер приобретения права собственности на земельные участки публично-правовых образований, такие юридические факты не могут носить исключительно правообразующий характер.

Данные обстоятельства являются одновременно правообразующими и правопрекращающими (как порождающие производные способы приобретения права (например, сделки, акты органов публичной власти и судебные решения)).

Ко второму виду правообразующих юридических фактов можно отнести факты, непосредственно не являющиеся основаниями возникновения права собственности, но включающиеся в соответствующие юридические составы (например, заявление о государственной регистрации права или сроки).

Представляется возможным выделить и третью группу правообразующих юридических фактов, которые имеют, скорее, не правоустанавливающее, а правоудостоверяющее значение.

К данной группе следует отнести, например, государственную регистрацию права, поскольку в большинстве случаев момент возникновения права собственности на земельные участки публично-правовых образований связан с моментом их государственной регистрации.

При этом необходимо учитывать, что юридические факты — основания динамики отношений собственности — могут являться основаниями возникновения, ограничения либо прекращения данного права.

Однако из содержания целого ряда нормативных актов можно сделать вывод, что законодатель, не учитывая правовой природы, правообразующего или правопрекращающего характера юридических фактов, являющихся основаниями возникновения права собственности на земельные участки публично-правовых образований, использует в содержании правовых норм ряд понятий, правовую природу которых объяснить, как минимум, затруднительно. Таким примером может являться использование в нормативных правовых актах термина «оформление» права без указания на содержание данного понятия.Оформить можно документ, но не право. Поэтому более точным представляется использование понятия «приобретение прав», «государственная регистрация прав», что вполне отражало бы основную правообразующую функцию юридических фактов в рассматриваемых отношениях.Основные способы приобретения права собственности на земельные участки публично-правовых образований предопределены историческими особенностями в регулировании гражданских и земельных отношений.Так, одним из распространенных способов является оформление прав на земельные участки гражданами в упрощенном порядке. Реформирование законодательства, регулирующего отношения по приобретению прав на земельные участки гражданами, не могло осуществляться путем автоматического исключения возможности приобретения гражданами права постоянного бессрочного пользования и права пожизненного наследуемого владения и происходило поэтапно, по мере выявления основных проблем правового и организационного характера.Первый этап такого реформирования обусловлен вступлением в силу ЗК РФ, п. 5 ст. 20 и п. 3 ст. 21 которого предусматривали право граждан, использующих земельные участки на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения, однократно бесплатно приобрести их в собственность.Второй этап характеризуется принятием Федерального закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества» , который внес целый ряд изменений в земельное и гражданское законодательство, направленных на установление особого, упрощенного порядка оформления прав на земельные участки гражданами в случае, если они предоставлялись им для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного и гаражного строительства.———————————

О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества: Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ (с изм. и доп. от 23.07.2013) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2006. N 27. Ст. 2881; 2013. N 30 (часть I). Ст. 4083.

Рекомендуем прочесть:  Как отказаться от содержания и ремонта жилья

Особенности приобретения права собственности на земельные участки публично-правовых образований (Гряда Э

Такое имущество защищено от мошенников Поскольку квартиру или землю перевести в частное распоряжение достаточно сложно, и этому предшествует выполнение ряда условий.

Выполнять их для мошенников опасно и долго, а каждую сделку контролируют сразу несколько государственных органов Уплата налога не нужна Ведь арендатор платит только сумму по договору, а платить сборы должен собственник, то есть власть Потеря имущества сопровождается заменой Это важно при пожарах, наводнениях или аварийном состоянии, тогда власти дают гражданину другое имущество Граждане могут улучшить жилищные условия Благодаря договору социального найма

Особенности собственности публично-правовых образований в 2019 году

Порядок разграничения объектов федеральной и региональ­ной собственности устанавливается специальным законом. До его принятия действует порядок, установленный постановлением Верховного Совета РСФСР от 27 декабря 1991 г. № 3020-1.Так, в приложениях №.

1 и 2 к постановлению № 3020-1 закреплены перечни объектов исключительной федеральной собственности и объектов, которые могут быть переданы в региональную собственность.

Предусмотрено ведение соответствующих реестров до внесения в которые правоустанавливающим документом на объект является зарегистрированный перечень.

Право собственности публично-правовых образований

Публичные земли принадлежат Российской Федерации, региональным, краевым, областным субъектам и муниципальным образованиям. Однако, государство, во всех существующих правовых и территориальных формах, не использует свое имущество по прямому назначению. Ниже я кратко расскажу что это такое — публичная собственность на землю.

Что такое публичная собственность на землю в РФ

•Большие возможности по улучшению жилищных условий. Если размеры «публичной» квартиры не соответствуют санитарным нормам, то вам предоставят более просторное жилье. В то время как частная собственность может быть заменена (при помощи государства) только на равнозначную квартиру;

Что такое публичная форма собственности

2) В отношении того, сохраняется ли право публично-правового образования на земельный участок в результате разграничения государственной собственности на землю, если другое публично-правовое образование уже реализовало это право, Президиум ВАС РФ указал следующее. Такое публично-правовое образование вправе впоследствии приобрести земельный участок в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.

Рекомендуем прочесть:  Кому подать жалобу на управляющую компанию

В соответствии с действующими законами имущественные владения государства могут разграничиваться между федеральными, региональными и муниципальными субъектами.

Одной из технологий передачи имущественного объекта определённому региону или субъекту может служить кадастр, в котором отражены сведения о данной территории.

Кадастровая карта Росреестра позволяет определить, что интересующий участок зарегистрирован именно в таких границах и подлежит эксплуатации именно для определённого вида деятельности.

Критерии и способы разграничения публичной собственности

Так, например, собственник должен следить, чтобы на территории земель соблюдались экологические нормы. Сохранение межевальных требований, соблюдение границ участка с землями других собственников и внимательное отслеживание экологического состояния земли — вот основные обязанности собственника, которые он должен учитывать при распоряжении землей.

Если человек нарушает границы своего участка или загрязняет окружающую среду, он может столкнуться с судебными тяжбами, возбужденными против него. В случае, если земля используется по назначению без нарушения чужих прав, человек имеет право распоряжаться ей как угодно.

Формы и виды собственности на земельные участки: что они означают

  • Территории, на которых расположены структуры, отвечающие за обороноспособность страны;
  • Земли, являющиеся частью земельного и водного фондов России;
  • Участки, на которых хранится федеральное имущество;
  • Территории с космическими объектами, зданиями государственных предприятий и организаций, а так же, объекты, отвечающие за теле- и радиовещание в стране.

Особенности публичной собственности на землю

Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени соответствующего государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа.

Например, при отчуждении определенного государственного или муниципального имущества в частную собственность в порядке приватизации от имени отчуждателя-собственника в соответствии с законодательством о приватизации государственных и муниципальных предприятий выступают соответствующие комитеты и фонды по управлению имуществом.

Собственность публично правовых образований

Однако данные принципы не всегда реализуются публично-правовыми образованиями в процессе правоприменительной практики, что влечет нарушение прав и законных интересов арендаторов либо дестимулирует процесс приобретения земельных участков на праве аренды.

Проблемы правового регулирования установления арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности публично-правовых образований

  1. Создаётся документальное свидетельство, в которое вносится полный перечень объектов, располагающихся в собственности.
  2. Указываются законные основания для передачи распоряжения.
  3. Положения проводятся перечислением по всем пунктам.
  4. Правила оформления предполагают обязательное подписания свидетельства всеми участниками.
  5. Завершением правильного оформления становится фиксирование этого документа в нотариальной конторе.

Что представляет собой форма собственности публично-правовых образований

Действующее законодательство не содержит легальной дефиниции понятия «публичная собственность». В ст.

214, 215 ГК используются термины «государственная собственность» и «муниципальная собственность». В литературе принято совокупность этих явлений называть публичной собственностью.

Публичная собственность-это имущество, принадлежащее на праве собственности публично-правовым образованиям.

ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК СУБЕКТЫ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ

03 Дек 2018      piterurist         110      

Источник: https://urpiter.ru/privatizatsiya/sobstvennost-publichno-pravovyh-obrazovanij-na-zemelnyj-uchastok-eto

Правовой режим и особенности использования земель публичной формы собственности

Право публичной собственности на землю: понятие и основные особенности

Если земля публичная – значит, она принадлежит муниципальным образованиям и краевым субъектам, краевым и региональным субъектам, Российской Федерации. Но государство само не имеет право распоряжаться землёй по прямому назначению. Оно получает материальную выгоду, передавая объекты в аренду на коммерческой основе, частным лицам и предприятиям.

То есть, постройками владеет государство. Необходимо организовать приватизацию, чтобы из государственной собственность перешла в частную.

Что это означает?

Согласно действующему законодательству, государство – особенный, полностью автономный субъект, похожий по своему устройству на юридические и физические лица. Благодаря такому правовому статусу государство и играет роль самостоятельного субъекта по праву собственности.

Наличие особенных властных функций – одна из главных особенностей у таких образований. Из-за этого у них появляется право издавать нормативные акты, регламентирующие порядок, согласно которому само же государство реализует свои права на собственность.

Нормативные акты должны также соблюдать интересы общественности. Какие варианты форм публичной собственности бывают?

Основные типы публичной формы собственности

Публичная собственность разделяется на два типа:

  1. В собственности у государства.
  2. Принадлежащая муниципальным объектам.

В государственном публичном имуществе выделяют следующие виды субъектов:

  • Отдельные субъекты. Это края, республики и так далее.
  • Вся РФ.

Муниципальное образование строится по той же модели лишь в качестве собственника. Но это не значит, что муниципальное владение можно полностью отнести к государственному. Образование прав и объектов в публично-правовой сфере происходит не так, как на уровне государства.

Публичная форма собственности бывает двух типов.

Если говорить о публичной территории в образованиях муниципального типа, то право собственности может быть у:

О земельных участках как объектах публичной собственности

К национальным достояниям относят любую землю, право собственности на которую есть у государства. Если соблюдены все требования действующего законодательства. Она принадлежит как бы всему народу. В собственности местных образований находятся муниципальные земли.

Если речь идет об объектах общего имущества, то появляются определённые ограничения и обязанности, связанные с распоряжением. Только приобретение или покупка доступны для частных земельных территорий.

А вот если объекты относятся к общему имуществу – возможно возникновение права собственности у любого гражданина. Общественные виды имущества появляются после таких процедур, как изъятие, захват территории, конфискация, национализация.

В каких случаях гражданин имеет право законно пользоваться чужой землей? Ответы в этой статье.

Право владения может быть прекращено только после издания соответствующих актов, законов.

Для граждан публичная собственность может быть доступна в аренду.

Земельные объекты публичного имущества имеют и другие особенности:

  1. Публичные собственники не могут пользоваться ими от своего имени. Участок передаётся другому пользователю на условиях, оговорённых заранее.
  2. Из действий гражданского оборота по таким землям доступна только аренда. Их нельзя использовать в качестве залога, отдавать в ипотеку, передавать другим субъектам.
  3. Не обязательно использование земель только по целевому назначению.

Ищете способы оспорить кадастровую стоимость земли? Подробная инструкция по этой ссылке.

Недостатки и достоинства публичной формы собственности

Если кто-то снимает квартиру в собственности у государства, то приватизацию стараются провести как можно скорее. Но необходимость в такой процедуре как таковой отсутствует.

Ведь даже у такого жилья есть ряд преимуществ. Вот лишь небольшой их список.

  1. Полная защита от действий мошенников. Государственное жильё невозможно так просто перевести в собственность других лиц. Потому и сами злоумышленники не стараются завладеть такими объектами.
  2. Если квартира утрачена, то проживающему в ней дают другой объект, на замену. Государство обязано предоставлять другое жильё при возникновении форс-мажорных ситуаций.
  3. Возможность для улучшения жилищных условий. У каждого есть право получить другое жильё, если старое не соответствует нормам санитарного типа. Но недостаток в том, что предоставляется лишь жилплощадь с идентичными характеристиками.
  4. Отсутствие обязательного налога за владение недвижимостью. Только сами владельцы оплачивают сбор в размере 0,3-2 процентов от кадастровой стоимости жилья.

Среди главных недостатков – невозможность совершить сделки вроде продажи и дарения, аренды. Кроме того, есть риск лишиться имущества в собственности.

Публичная собственность накладывает ряд ограничений для владельца.

Особенности публичного правового режима

В данном случае он особенный. Это касается способов распоряжения объектами, вопросов по закреплению конкретных собственников.

Согласно новому законодательству, все публичные земли можно разделить на две категории.

  1. Неразграниченная бессубъектная публичная собственность.
  2. Собственность конкретного публичного собственника.

Если говорить о второй категории, то обязательно требуется государственная регистрация прав собственности для разграничения. Это обязательно для каждого участка, который не находится в частной собственности.

Но такая процедура не представляет особой сложности – достаточно, чтобы заявление предоставили исполнительные органы госвласти, либо орган местного самоуправления. Такое право есть у лиц, действующих по поручению данных органов.

Картографические работы, их виды и стоимость — читайте подробности по ссылке.

О муниципальной собственности

Как уже говорилось, к этой группе относятся участки, принадлежащие сельским, либо городским поселениям. От имени муниципальных образований выступают органы местного самоуправления, когда они занимаются реализацией прав собственности.

То есть, эти органы и становятся субъектами собственности муниципального типа.

Право собственности на землю возникает сразу после того, как завершена государственная регистрация.

Образования муниципального характера могут безвозмездно получить земли, право собственности, на которые принадлежит государству. Только в Москве и Санкт-Петербурге такие объекты в муниципальную собственность не выделяются.

При этом муниципальное право собственности может возникать даже по отношению к объектам, от которых прежние собственники отказались. Кому могут переходить такие объекты?

  1. Предприятиям унитарного типа.
  2. Учреждениям муниципалитета.
  3. Представителям местной власти, либо организациям некоммерческого типа, созданным такими властями.
  4. Юридическим лицам.
  5. Гражданам.

Заключение

Публичная собственность – важное направление для обеспечения безопасности населения, удовлетворения всех потребностей, присутствующих в обществе в настоящее время. Без соответствующей технической, материально-финансовой базы проблему невозможно было бы решить.

Публичная собственность нужна для охвата сфер жизни, которые обычным частникам не интересны из-за высокой сложности, либо слишком серьёзных требований.

Благодаря публичной собственности население имеет возможность отдыха.

Муниципальная собственность помогает организовать проживание и отдых, работу для населения. Всего на территории РФ насчитывается около 14,5 тысяч муниципальных образований. При этом у обычных граждан есть право приватизировать землю или любой другой объект, относящийся к данной категории.

Местные органы самоуправления отдельно определяют порядок, в котором проводится данная процедура. А средства от продажи и аренды объектов поступают в государственный бюджет, являясь незаменимым помощником в его пополнении.

Чтобы узнать подробнее о том, какие виды собственности бывают и какую лучше выбрать для бизнеса, смотрите это видео:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже: Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать – напишите вопрос в форме ниже:

Источник: http://ProNovostroyku.ru/yuridicheskie-voprosy/zemlya/pravovoj-rezhim-i-osobennosti-ispol-zovaniya-zemel-publichnoj-formy-sobstvennosti.html

Право публичной собственности на землю: понятие и основные особенности

Право публичной собственности на землю: понятие и основные особенности

Наличие в гражданском законодательстве РФ нескольких различных форм собственности, в которых может находиться имущество, предоставляет возможность владения им множеству различных субъектов.

Одним из основных прав собственности является публичное, которое распространяется на недвижимость, принадлежащую государству. Далее будет более подробно рассмотрено понятие этого вида права, основания для его возникновения, а также отличительные особенности на примере такого вида недвижимости, как земельный участок.

Понятие и законодательное регулирование

Наряду с юридическими лицами и гражданами государство в РФ выступает отдельным и совершенно самостоятельным субъектом права. Поэтому очень большая доля недвижимого имущества (не только земли, но и зданий и сооружений) находится в публичной собственности.

Публичная форма собственности подразумевает принадлежность имущества к следующим публично-общественным образованиям:

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • государству в целом;
  • конкретному субъекту РФ (в лице его органов исполнительной власти);
  • отдельному муниципалитету.

Публичное право собственности делится на две группы:

  • государственное;
  • муниципальное.

И только пару десятилетий назад был начат процесс приватизации, то есть оформления на государственное или муниципальное имущество частных прав со стороны юридических и физических лиц.

Основными документами, при помощи которых осуществляется законодательное регулирование публичной формы собственности, являются Земельный и Гражданский кодексы РФ. Также во внимание должны приниматься все законодательные акты и Постановления Правительства РФ, которые затрагивают этот вопрос.

Основания для возникновения

В ЗК РФ предусмотрена отдельная глава 3, которая регулирует вопросы, связанные с правами собственности на землю. В частности, в данной главе предусмотрены статьи с основаниями для их возникновения в различных случаях, среди которых стоит выделить:

  1. Ст. 17 ЗК РФ, посвященную основаниям возникновения федеральной собственности на землю (то есть принадлежащей Российской Федерации). Данный вид права охватывает такие участки:
  • признанные таковыми в соответствии с действующими федеральными законами;
  • право на которые возникло при разграничении государственной собственности;
  • приобретенные по основаниям, предусмотренным в гражданском законодательстве.

В соответствии со ст. 218 ГК РФ, к основаниям для возникновения прав собственности относятся:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  1. Ст. 18 ЗК РФ предусматривает те же основания для возникновения собственности субъектов РФ, что и в предыдущем случае, а также еще одно дополнительное:
  • выделение безвозмездно из федеральной собственности.

В совокупности собственность РФ и субъектов РФ представляет собой государственную собственность.

  1. Ст. 19 ЗК РФ содержит те же основания для образования муниципальной собственности, что уже были перечислены.

Более подробно такие особенности будут рассмотрены далее.

Какие участки могут находиться в публичной собственности?

Прежде всего, участок должен соответствовать общим требованиям, которые выдвигаются в законе к нему как к объекту права собственности:

  • наличие установленных границ;
  • определенное месторасположение или точный адрес;
  • постановка на государственный кадастровый учет.

В остальном государственные или муниципальные органы могут владеть землей практически без каких-либо ограничений. Стоит выделить отдельные виды участков, которые могут находиться только в государственной собственности:

  • земли лесного и водного фондов (в последнем случае водные объекты должны находиться в федеральной собственности);
  • особо охраняемые территории, которые имеют федеральное значение;
  • земли обороны и безопасности;
  • земли запаса, при условии размещения на них федерального недвижимого имущества;
  • земли населенных пунктов, транспорта, связи, промышленности, сельскохозяйственного назначения, телевидения и радиовещания, природоохранного и культурного значения, информатики, энергетики и космического назначения;
  • участки, под поверхностью которых находятся недра федерального значения.

Что касается муниципальной, то в нее могут быть переданы любые виды участков, принадлежащие как государству, так и частным лицам (например, в случае их смерти или добровольного отказа от земли).

Права и обязанности участников

Публичные земли могут в отдельных случаях предоставляться в пользование гражданам и юридическим лицам (на праве аренды, постоянного бессрочного пользования или владения). При этом конкретный набор прав и обязанностей у этих лиц будет напрямую зависеть от того, на каком именно праве он получает недвижимость. К общим правам можно отнести:

  • возможность использовать землю по своему усмотрению (в том числе выращивать различные растения, разводить животных, заниматься иными видами хозяйственной деятельности);
  • право возводить на ней постройки;
  • возможность осуществлять предпринимательскую деятельность;
  • право передавать землю в пользование третьим лицам (но далеко не всегда).

Стоит учитывать, что все эти права ограничены видом разрешенного использования участка, с которым владельцы обязательно должны считаться при его эксплуатации.

К другим обязанностям можно отнести:

  • соблюдение законодательства при эксплуатации надела;
  • внесение платы за него (если его предоставление носило не безвозмездный характер);
  • предоставление права ограниченного использования земли другим гражданам (то есть сервитута) в случаях, установленных законом;
  • обеспечение сохранности отдельных объектов, расположенных на территории надела (если они подлежат особой охране);
  • другие обязанности, установленные действующим законодательством.

При выделении участка на правах аренды или безвозмездного пользования данная сделка обязательно закрепляется документально, при помощи соответствующего договора. Именно в этом документе и будут официально закреплены взаимные права и обязанности обеих сторон.

Публичная собственность имеет множество признаков и особенностей, которые отличают ее от другой предусмотренной в российском законодательстве формы собственности — частной.

Для большей наглядности основные отличия можно представить в виде таблицы:

КритерийПубличнаяЧастная
СубъектГосударство или субъект РФ (в лице государственных органов исполнительной власти), муниципалитетЮридическое или физическое лицо (гражданин или предприниматель)
НалогообложениеОтсутствуетПрисутствует — собственники обязаны уплачивать такой местный сбор, как земельный налог
Возможность передачи конкретным частным лицамНа правах аренды или пользования, а также путем приватизации (но только в случаях, когда это допускается законом, и в отношении не всех видов земель)На основании любой законной сделки по отчуждению имущества
Возможность передачи иностранным лицамПрактически отсутствует (земли могут быть переданы только с целью обустройства посольств или консульств)Имеется — собственник может свободно продавать свое имущество иностранцам (кроме некоторых видов земель, установленных ЗК РФ)
Получение благ от пользования землейБлага предназначаются народу и в целях выполнения государством (муниципалитетом) своих обязанностей перед гражданамиСобственник может использовать их лично и в любых целях, не противоречащих закону
Срок владенияВ большинстве случаев ограниченный (речь идет о случаях, когда земля предоставляется в пользование частным лицам)Не имеет сроков (право может прекратиться только после передачи его другим лицам)
Цели использованияТолько те, которые предусмотрены законодательством и договоромЛюбые, не противоречащие закону

Очевидно, что больше прав и преимуществ для землевладельца имеется в том случае, когда участок принадлежит ему на праве частной собственности.

Однако и публичная имеет определенные выгоды — например, отсутствие необходимости платить налоги, а также некоторая защищенность со стороны государства (например, эту землю не смогут отобрать мошенники или незаконно захватить соседи).

Поэтому получение таких наделов является достаточно выгодной сделкой, тем более что при наличии оснований участок может быть со временем приватизирован.

Источник: https://zakonguru.com/nedvizhimost/zemelnyj/sobstvennost/formy/pravo-publichnoj-sobstvennosti.html

Право публичной собственности на землю понятие и основные особенности

Право публичной собственности на землю: понятие и основные особенности

Право собственности является наиболее полным но содержанию правом на имущество. По своей правовой природе это одно из основных вещных прав.

В соответствии с ГК РФ собственнику принадлежит право владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Отношения владения, пользования и распоряжения земельным участком, составляющие содержание права собственности на землю, урегулированы и земельным, и гражданским законодательством.

При этом понятие права собственности, определенное ГК РФ, составляет основу всех отношений собственности в Российской Федерации.

В то же время из понимания того, что земля — необычный объект права, следуют положения гражданского права о возможности и критериях регулирования отношений, связанных с правом собственности и его реализацией.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей осуществляется свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

Частная собственность на землю

В частной собственности находятся те земельные участки, которые приобретены гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством, т. е. законно.

Все граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Не существует никаких различий в правовом режиме земель, находящихся в собственности данных субъектов, а также в содержании принадлежащих им правомочий.

Субъектами права частной собственности на землю выступают также иностранные граждане, иностранные юридические лица и лица без гражданства. Для того чтобы земельный участок был объектом права частной собственности, он должен быть свободен от законодательных ограничений предоставления земли. В соответствии с п. 2 ст.

Перейти  Режимы рабочего времени, их виды и особенности

27 ЗК РФ земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством. Также не предоставляются в частную собственность земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Перечень земельных участков, изъятых из оборота и ограниченных в обороте, дан в п. 4 и 5 ст. 27 3К РФ. Чтобы стать объектом собственности гражданина, земельные участки перечисленных целевых назначений должны быть переведены в установленном порядке в иную категорию, из которой возможно предоставление земель в собственность гражданам и их организациям.

Земли иных категорий в соответствии с ЗК РФ могут находиться в собственности граждан или юридических лиц, но с требованием соблюдения особого режима их использования.

Граждане и юридические лица могут обладать правами на землю индивидуально и совместно.

Государственная собственность на землю

Положения, касающиеся права государственной собственности на землю, предусмотрены ГК РФ. Действующее законодательство признает, что земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью (п. 2 ст. 214 ГК РФ).

До недавнего времени земля, недра, воды, леса и животный мир рассматривались как объекты права исключительной государственной собственности.

Считалось, что никто другой в стране, кроме государства, не может быть собственником земли.

Исключительность права государственной собственности означала также, что в пределах страны не могло быть никому не принадлежащих участков земли, вод, недр и лесов, т. е. бесхозных.

Земли, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации, являются федеральной собственностью. Земли, которые принадлежат субъектам РФ, рассматриваются как государственная собственность субъекта Федерации.

Статья 16 ЗК РФ предусматривает, что вопрос о разграничении публичной собственности разрешается Кодексом и федеральными законами.

Согласно п. 1 ст. 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Федерального закона от 25 октября 2001 г. «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»);
  • право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Перейти  Как правильно вступить в права наследства

В собственности субъектов РФ в соответствии с п. 1 ст. 18 ЗК РФ находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами (круг таких участков установлен п. 2 ст. З указанного Закона;
  • право собственности субъектов РФ на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены субъектами РФ по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.

Муниципальная собственность на землю

Имущество (в том числе и земля), принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью (п. 1 ст. 215 ГК РФ).

В состав муниципальной собственности, как предусматривает ст.

29 Закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», входят в том числе муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 19 ЗК РФ в муниципальной собственности находятся земельные участки:

  • которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов РФ (круг таких участков установлен п. 1 ст. З Закона о введении в действие ЗК РФ;
  • право муниципальной собственности на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю;
  • которые приобретены по основаниям, установленным гражданским законодательством.

Права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности, от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований, население непосредственно.

Органы местного самоуправления в соответствии с законом могут в интересах населения устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования.

Муниципальная собственность признается и защищается государством равным образом с государственной, частной и иными формами собственности.

В зависимости от открытости доступа граждан на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, они могут быть поделены на два вида: земельные участки общего пользования и земельные участки, закрытые для общего доступа. В соответствии с п. 1 ст.

262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной и муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом или иным правовым актом, а также собственником соответствующего земельного участка.

Источник: https://imdbmedia.info/pravo-publichnoy-sobstvennosti-zemlyu-ponyatie-osnovnye-osobennosti/

Эксперт права
Добавить комментарий