Порядок одностороннего отказа от исполнения договора по 44-ФЗ заказчиком и поставщиком

Порядок одностороннего отказа от исполнения договора по 44-ФЗ заказчиком и поставщиком

Порядок одностороннего отказа от исполнения договора по 44-ФЗ заказчиком и поставщиком

Заказчик и подрядчик по 44-ФЗ имеют право принять решение об отказе в одностороннем порядке от исполнения контракта по основаниям, которые предусмотрены законодательством о контрактной системе, а также Гражданским кодексом.

Какими правовыми нормами регулируется

Право на односторонний отказ заказчика от исполнения договора предусмотрено в ст. 95 44-ФЗ, где регламентирован порядок расторжения госконтракта. Согласно указанной правовой норме, выделяют три способа расторжения контракта при недобросовестных действиях как со стороны заказчика, так и поставщика:

  1. По судебному решению.
  2. По соглашению сторон.
  3. В одностороннем порядке.

Оптимальным является достижение соглашения сторон, но не всегда этого удается добиться на практике. Поэтому за сторонами закреплено право на отказ от госконтракта в одностороннем порядке. Основания для расторжения договора в одностороннем порядке содержится в Гражданском кодексе.

Согласно ч. 8 ст. 95 44-ФЗ, расторжение контракта должно опираться на нормы гражданско-правового законодательства. В ч. 12-22 ст. 95 ФЗ-44 указано на обязательные этапы расторжения: это уведомление второй стороны и 10-дневный период для устранения недостатков.

Кто может расторгнуть контракт в одностороннем порядке

Право на односторонний отказ от исполнения госконтракта закреплено за заказчиком и поставщиком, исполнителем или подрядчиком по нему. Для того чтобы указанное право могло реализоваться, необходимо одновременное соблюдение двух условий:

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  1. Возможность отказа от договора в одностороннем порядке должна быть прописана в тексте контракта.
  2. Основания для отказа от госконтракта в одностороннем порядке должны содержаться в Гражданском кодексе.

Для расторжения договора речь должна идти о существенных нарушениях, а ущерб от него должен превышать выгоду от продолжения исполнения контракта.

Основания для расторжения

Основания для расторжения контракта в одностороннем порядке зависят от вида контракта. Так, в отношении договора подряда могут применяться положения ч. 3 ст. 708 Гражданского кодекса.

Основанием для отказа в данном случае может стать просрочка при выполнении работ или иных установленных законом сроков. В ч. 2 ст.

405 Гражданского кодекса сказано, что если просрочка должника привела к утрате интереса кредитора в исполнении контракта, то он может отказаться от госконтракта и потребовать возмещения убытков.

Для договоров, которые предусматривают поставку товара, по ст. 523 Гражданского кодекса право на полный или частичный односторонний отказ от исполнения договора допускается, если речь идет о существенном нарушении договора. В ч. 2 указанной статьи сказано, что под существенными нарушениями понимаются:

  1. Поставка товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не подлежат устранению в приемлемые сроки.
  2. Неоднократный срыв сроков поставки.

Указанные нарушения позволяют отказаться от исполнения контракта заказчику. Что касается поставщика, то для него такими основаниями могут стать неоднократные нарушения сроков оплаты заказчиком, если заказчик не закупает товары, работы и услуги в объемах по договору.

Также по нормам 44-ФЗ заказчик обязан расторгнуть госконтракт, если товары, услуги или работы не соответствуют требованиям технического задания, либо участник не соответствует требованиям закупки, или им была предоставлена недостоверная информация в заявке на участие.

В случае если у заказчика были основания для отказа от договора, но он не реализовал данную возможность, ему грозит административная ответственность.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Порядок расторжения контракта заказчиком

Односторонний отказ от расторжения контракта по инициативе заказчика предполагает прохождение следующих этапов:

  1. Заказчик проводит экспертизу поставленного товара или оказанной услуги на предмет нарушений.
  2. Принимается решение об одностороннем отказе. Решение обязательно фиксируется в письменной форме и содержит указание на то, кто его принимал и на каких основаниях.
  3. Принятое решение подлежит размещению в ЕИС в течение 3 рабочих дней по ч. 12 ст. 95 44-ФЗ.
  4. О принятом решении информируют подрядчика в течение 3 рабочих дней после его принятия. В качестве даты уведомления поставщика будет выступать день вручения ему уведомления (получения подтверждения его вручения), получения информации об отсутствии поставщика по указанному адресу после того, как прошли 30 дней после размещения данных в ЕИС. Уведомление об отказе от госконтракта передается по адресу, который указан в тексте договора, одним из следующих способов: телеграммой; факсом; электронной почтой; с помощью иного средства доставки, которое позволяет получить письменное свидетельство вручения документа.
  5. У заказчика есть альтернатива: расторгнуть госконтракт или отменить решение. Это допускается сделать как минимум через 10 дней после получения уведомления поставщиком. Указанные сроки даются поставщику на то, чтобы реабилитироваться: исправить недостатки по контракту и компенсировать затраты заказчику.
  6. Заказчику нужно опубликовать сведения о расторжении в ЕИС в течение рабочего дня по п. 26 ст. 95 44-ФЗ. Это правило не распространяется на контракты, которые содержат гостайну.
  7. Далее необходимо направить сведения в ФАС для включения сведения о поставщике в реестр недобросовестных поставщиков. Сделать это необходимо в течение 3 дней после вступления решения в силу. Передача сведений в реестр является не правом, а прямой обязанностью заказчика. В случае если не передаст эту информацию, или она окажется недостоверной, на заказчика будет наложен штраф в размере 20 тыс. р.

Включение поставщика в реестр недобросовестных поставщиков при исполнении госконтракта не влияет на его права и обязанности по уже подписанным контрактам и не может служить основанием для отказа заказчиков от сотрудничества с ним.

Избежать попадания в РНП поставщик может только при добросовестном исполнении своих обязанностей либо если ему удастся оспорить принятое заказчиком решение в судебном порядке.

Таким образом он сможет восстановить свою деловую репутацию и продолжить участие в закупках, которые реализуются по 44-ФЗ.

После того как контракт был расторгнут, заказчик может провести закупку вновь. Заключать контракт с поставщиком, который оказался на втором месте по результатам торгов, заказчик не может.

За нарушение установленного порядка расторжения госконтракта заказчику грозит административная ответственность. Она наступает по ч. 6 ст. 7.32 КоАП. Размер штрафных санкций для должностных лиц составляет 50 тыс. р.

, для юрлиц – 200 тыс. р.

Привлечение заказчика к ответственности допускается на основании проведенной проверки сотрудниками ФАС. Она может быть инициирована после поступившей жалобы на действия заказчика от поставщика.

Порядок оформления решения

Решение о расторжении контракта не имеет унифицированной формы и разрабатывается заказчиком по своему усмотрению.

В текст такого решения следует включить:

  1. Наименование, реквизиты и контактные данные поставщика.
  2. Место заключения документа.
  3. Дата его подготовки.
  4. Какие нарушения были допущены поставщиком, которые стали основаниями для принятого решения.
  5. Принятое заказчиком решение о расторжении с указанием реквизита госконтракта.
  6. Ответственное лицо.
  7. Дата подготовки документа.

К решению прилагается экспертное заключение, которое подтверждает факт существенных недостатков в товаре (если это применимо).

Решение обычно готовится ответственным специалистом закупочной комиссии или контрактным управляющим.

Порядок расторжения контракта поставщиком

Одностороннее расторжение госконтракта по инициативе поставщика осуществляется по схожему алгоритму:

  1. Принимается решение о расторжении договора.
  2. В течение 3 дней уведомляется заказчик о принятом решении.
  3. Поставщик отказывается исполнять госконтракт или отменяет принятое решение через 10 дней после надлежащего уведомления.

В течение 10 дней после получения уведомления от поставщика заказчик может устранить нарушения, но если этого не произошло, то контракт автоматически расторгается.

Поставщик может обратиться в судебные инстанции для возмещения ему убытков от недобросовестных действий заказчика.

Возможна ли отмена решения

Отменить решение об одностороннем отказе от исполнения контракта допустимо, но только единожды.

Если в течение 10 дней после получения уведомления о расторжении контракта исполнитель исправил нарушения, компенсировал заказчику затраты на проведение экспертизы, то заказчик имеет право остановить процедуру отказа от госконтракта и может продолжить сотрудничество.

В данном случае нужно составить письменное решение об отмене и разместить его в ЕИС.

Таким образом, односторонний отказ является оперативным способом расторжения госконтракта. Он позволяет заказчику и поставщику отстоять свои интересы и законные права при нарушении одной из сторон договорных условий.

При этом сторона, потерпевшая от недобросовестных действий второй стороны, вправе затребовать компенсации убытков и возмещения ущерба. При расторжении госконтракта в одностороннем порядке заказчику следует придерживаться строгого алгоритма действий.

Он в обязательном порядке уведомляет поставщика о своем решении, а у того есть 10 дней на устранение недостатков. При несоблюдении установленного порядка заказчику грозит административная ответственность в виде штрафов.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/odnostoronnij-otkaz-2.html

Оспаривание одностороннего отказа Заказчика от исполнения контрактов

Порядок одностороннего отказа от исполнения договора по 44-ФЗ заказчиком и поставщиком

При осуществлении закупок стороны должны соблюдать нормы гражданского законодательства. ГК РФ регулирует, в том числе, и вопросы прекращения обязательств по инициативе одной из сторон соглашения.

Федеральный закон N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее-ФЗ № 223) не содержит отдельных положений об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контрактов, процедура по ФЗ № 223 полностью регламентируется нормами ГК РФ.

Другой порядок применяется для прекращения отношений сторон по инициативе Заказчика в закупках по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее-ФЗ № 44). Этот закон содержит ряд отдельных положений об отказе Заказчика исполнять контракт.

В соответствии с ч. 8 со ст. 95 ФЗ № 44 контракт может быть расторгнут:

  • по судебному решению;
  • по соглашению сторон;
  • при одностороннем отказе стороны от исполнения контракта.

Заказчики довольно часто пользуется возможностью одностороннего отказа от исполнения контракта в рамках ФЗ № 44. Такое решение Заказчика несет неблагоприятные последствия для второй стороны контракта.

Дополнительной проблемой Исполнителя становится включение в реестр недобросовестных поставщиков.

В результате одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта страдает деловая репутация Подрядчика, он лишается возможности принимать участие в закупках на два года после занесения сведений в реестр, кроме того, ему грозят штрафные санкции.

На каких условиях закон позволяет прекращение обязательств сторон по инициативе Заказчика, какие нарушения допускаются при одностороннем отказе и как Подрядчику защитить свои интересы?

Когда Заказчик может прекратить договорные отношения по своей инициативе?

Согласно части 9 статьи 95 ФЗ № 44 Заказчик имеет право в одностороннем порядке отказаться от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, если такое условие было закреплено в контракте. Таким образом, закон связывает возможность отказа Заказчика исполнять контракт с наличием таких обязательных условий: 

  1. Указанное право Заказчика должно быть закреплено в тексте контракта.
  2. Отказ от исполнения контракта допускается при наличии предусмотренных нормами ГК РФ и ФЗ № 44 оснований.

Для одностороннего отказа Заказчика в рамках контрактов, заключаемых по ФЗ № 44, чаще всего устанавливаются такие основания:

  • отказ поставщика передать товар (принадлежности к нему); 
  • существенное нарушение требований к качеству товара;
  • выполнение работ ненадлежащего качества, при невозможности устранить недостатки в допустимый срок;
  • передача некомплектного товара;
  • нарушение поставщиком сроков поставки товаров, сроков выполнения работ;
  • отказ Подрядчика от согласования новых условий контракта, при наступлении обстоятельств, предусмотренных контрактом, или установленных законом;
  • наличие подтвержденных экспертизой нарушений условий контракта;
  • установление факта несоответствия Подрядчика требованиям к Подрядчикам в рамках проведения закупки, предоставление недостоверных сведений о соответствии требованиям о закупке.

Анализ положений ФЗ № 44 позволяет сделать вывод: законодатель предоставляет Заказчику возможность отказаться от исполнения контракта в одностороннем порядке преимущественно в случаях, когда его контрагент допускает нарушения обязательств по контракту. Также из положений ФЗ № 44 следует, что прекращение отношений сторон должно осуществляться в четком соответствии с требованиями статьи 95 рассматриваемого закона.

Способы оспаривания одностороннего отказа

Если Подрядчик считает, что Заказчик принял решение об одностороннем отказе неправомерно, в суде ему придется доказывать отсутствие оснований для расторжения договорных отношений. Основная масса споров связана со следующими случаями:

  1. Оспаривание отказа по причине ненадлежащего качества товара/оказанной услуги/выполненной работы

Например, если Заказчик принял решение об одностороннем отказе по причине ненадлежащего качества поставленного товара, а Поставщик уверен в надлежащем качестве товара, отстоять свою позицию поставщику поможет экспертиза. Если Заказчик не проводил экспертное исследование, поставщик может запросить его проведение.

Если экспертиза проводилась, но не подтвердила нарушение условий контракта, Поставщик сможет сослаться в суде на результаты исследования.

В соответствии с частью 11 статьи 95 ФЗ № 44, решение об одностороннем отказе от исполнения контракта может быть принято Заказчиком только при условии, что по результатам экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги будут подтверждены нарушения условий контракта, послужившие основанием для одностороннего отказа.

Стоит отметить, что Подрядчикам удается в судебном порядке доказать неправомерность одностороннего отказа Заказчика, ссылаясь на отсутствие экспертизы:

Решение по делу № А24-3035/2015 Арбитражного суда Камчатского края.

Суд признал односторонний отказ от исполнения контракта как одностороннюю сделку, недействительным, поскольку ответчик не доказал факт нарушения Подрядчиком условий контракта.

  1. Оспаривание отказа по части 15 статьи 95 ФЗ № 44

В определенных частью 15 ст. 95 ФЗ № 44 случаях Заказчик обязан расторгнуть контракт:

  • если Поставщик или товар не соответствовали требованиям, установленным в документации о закупке на момент заключения контракта;
  • если Поставщик предоставил недостоверные сведения о своем соответствии, или соответствии товара этим требованиям, что позволило ему стать победителем.

При отказе Заказчика от исполнения контракта по указанным основаниям, если Исполнитель с таким решением не согласен, в суде нужно доказать, что он или поставляемый товар соответствовали требованиям документации о закупке, а предоставляемая на момент подачи информация была достоверной.

Нередки случаи, когда Заказчик принимает решение об одностороннем отказе на том основании, что Исполнитель, или его товар перестали отвечать требованиям документации о закупке уже в процессе исполнения контракта.

В таком случае у Исполнителя есть все шансы оспорить решение Заказчика. Разъяснения на эту тему давались Федеральной антимонопольной службой.  Так, в пункте 1 Письма ФАС России от 06.08.

2015 N АЦ/40483/15 разъясняется:

Если в момент заключения государственного (муниципального) контракта Исполнитель перестал соответствовать требованиям, установленным документацией о закупке, положения части 15 статьи 95 ФЗ № 44 не могут применяться, при условии, что на момент подачи заявки участник предоставил достоверную информацию о своем соответствии требованиям документации о закупке.

Указанная позиция подтверждается судебной практикой:

Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.12.2015 N Ф07-3118/2015 по делу N А05-4534/2015

Заказчик заключил с Исполнителем муниципальный контракт на приобретение объектов недвижимости. В процессе исполнения контракта Исполнитель был признан банкротом.

Учитывая указанное обстоятельство, Заказчик пришел к выводу о том, что Исполнитель перестал соответствовать требованиям, предъявляемым к участникам закупки, и установленным в документации о закупке.

Заказчик ссылался на тот факт, что согласно документации об аукционе одним из требований к участникам размещения заказа, являлось отсутствие судебного решения о признании участника размещения заказа банкротом.

В результате рассмотрения дела суд вынес решение, в котором указал, что требования части 15 статьи 95 ФЗ № 44 не распространяются на отношения сторон контракта при возникновении в период исполнения контракта каких-либо обстоятельств, которые уже не могут повлиять на определение Исполнителя.

  1. Отмена решение об отказе после устранения нарушений

Если Исполнитель устранил нарушения, из-за которых Заказчик решил отказаться от контракта, Заказчик должен отменить решение в случаях:

  • если оно еще не вступило в силу;
  • если Исполнителем компенсированы расходы на экспертизу;
  • если нарушения устранены Исполнителем в десятидневный срок с момента получения уведомления Заказчика об отказе.

Указанные правила установлены частью 4 статьи 95 ФЗ № 44.  Также разъяснения по этому вопросу дано в письме Минэкономразвития России от 09.12.2014 N Д28и-2700.

Если Исполнитель не будет уведомлен должным образом, решение об отказе не вступит в законную силу, следовательно, контракт не будет расторгнут.

Важно отметить, что сегодня складывается новая практика относительно надлежащего уведомления Исполнителя об отказе Заказчика от исполнения контрактов. Порядок уведомления определен частью 12 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

В течение длительного времени антимонопольные органы, и суды признавали в качестве надлежащего уведомления Исполнителя решение Заказчика, направленное по почте (после размещения в ЕИС) заказным письмом по адресу Исполнителя, указанному в контракте, либо с помощью факсимильной связи, электронной почты и иных методов доставки, при которых возможно получить подтверждение получения Исполнителем уведомления. Датой надлежащего уведомления считается дата получения Заказчиком подтверждения о вручении уведомления Исполнителю, либо дата получения Заказчиком информации об отсутствии Исполнителя по указанному в контракте адресу.

Постановление Арбитражного суда северо-Западного округа от 20 февраля 2018 г. по делу N А56-23404/2017 может изменить существующий порядок:

Заказчик разместил решение о расторжении в ЕИС, а затем доставил решение контрагенту нарочным. Арбитражный суд признал такой способ уведомления надлежащим и указал в решении, что уведомление об одностороннем отказе Заказчика от исполнения контракта должно быть передано Исполнителю наиболее оперативным образом.

Обеспечительные меры как способ защиты прав Исполнителя

В случае несогласия с решением Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта, Исполнитель вправе обратиться в суд с иском о признании односторонней сделки недействительной, а также заявить о принятии обеспечительных мер.

В соответствии со ст. 90 АПК РФ суд может принять меры, направленные на обеспечение иска, или имущественных интересов заявителя, на любой стадии арбитражного процесса. Обеспечительные меры допустимы в случае, когда их неприятие может причинить заявителю значительный ущерб.

Так, последствием одностороннего отказа Заказчика от контракта становится включение Исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков.

Применение этой санкции констатирует факт недобросовестного поведения Исполнителя, который своими действиями намеренно и умышленно нарушил положения законодательства о контрактной системе.

Основное неблагоприятное последствие включения в реестр – невозможность участвовать в процедурах определения поставщика в течение двух лет с момента внесения информации в реестр. Нахождение в таком реестре причин значительный ущерб.

Для предупреждения такой ситуации Исполнитель может оспорить отказ Заказчика в суде, и параллельно заявить об обеспечительной мере в виде приостановления внесения записи в реестр до вступления судебного акта в силу. Суды часто удовлетворяют такие требования.

Как следует из решения Алтайского республиканского УФАС России по делу № РНП 04-106/17 антимонопольным органом принято решение о не включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в связи со следующим.

Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, уведомил об этом Исполнителя, решение об отказе вступило в законную силу. Также Заказчик предоставил в УФАС сведения в отношении Подрядчика по факту неисполнения им условий государственного контракта, для включения в Реестр недобросовестных поставщиков.

Исполнитель направил в антимонопольный орган возражения на заявление о включении в Реестр.

В возражениях он сослался на свое несогласие с решением об одностороннем отказе от исполнения контракта, и обращение в Арбитражный суд с иском о признании односторонней сделки о расторжении контракта недействительной. Исковое заявление принято к производству (дело № А02- 2486/2017).

Вместе с иском Подрядчик направил в суд заявление о принятии обеспечительных мер. Суд определил приостановить действие решения Заказчика об одностороннем отказе до вступления судебного акта по делу в законную силу.

Рассмотрев заявление Заказчика о включении сведений в Реестр, возражения Поставщика, и учитывая принятое судом решение УФАС пришло к выводу об отсутствии в данном случае оснований для включения сведений об Исполнителе в Реестр недобросовестных поставщиков до принятия судом решения о правомерности одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта.

Любопытно, что после вынесения УФАС решения подрядчик, достигший своей цели, от иска в суде отказался.

Также в качестве обеспечительных мер в иске о признании одностороннего отказа недействительной сделкой могут быть заявлены приостановление вступления в силу уведомления о расторжении, запрет на одностороннее расторжение.

В заключение

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе исполнять контракт, однако, может это сделать только в четком соответствии с нормами действующего законодательства.

Попытки прекратить договорные отношения посредством неправомерного отказа от исполнения выявляются в ходе судебных процессов.

Если Подрядчик своевременно воспользуется доступными инструментами защиты своих прав, шансы на успешное разрешение спора для него значительно повышаются.

Из смысла статьи 95 ФЗ № 44 следует, что односторонний отказ является мерой реагирования Заказчика на нарушение Поставщиком принятых обязательств.

Для предупреждения возможного конфликта Исполнителю изначально следует относиться к исполнению контракта добросовестно, а также обеспечивать себя доказательствами своего добросовестного поведения, которые могут быть использованы в судебном разбирательстве в случае недобросовестного поведения Заказчика.

Старший юрисконсульт ООО «Центр правового обслуживания»

Прокопенко Максим Михайлович

Источник: https://pravorf.ru/analytics/osparivanie_odnostoronnego_otkaza_zakazchika_ot_ispolneniya_kontraktov.php

Односторонний отказ от исполнения контракта 44 ФЗ

Порядок одностороннего отказа от исполнения договора по 44-ФЗ заказчиком и поставщиком

Разберемся, возможно ли одностороннее расторжение контракта по 44-ФЗ заказчиком или поставщиком, и как это сделать.

Процесс проведения закупки начинается с определения победителя и завершается исполнением обязательств сторонами договора. Но факт заключения контракта не означает, что он будет успешно исполнен.

Недобросовестные действия могут последовать как со стороны заказчика, так и победителя, и каждый участник договора может быть не согласен с выдвинутыми в его адрес претензиями. Можно обратиться в суд, но процесс разбирательства займет много времени, что не всегда на руку потерпевшей стороне.

Поэтому важно знать, что еще можно предпринять в такой ситуации, возможен ли односторонний отказ.

В соответствии со ст. 95 44-ФЗ расторжение контракта предусмотрено в случаях:

  • по решению суда;
  • расторжение контракта по соглашению сторон 44-ФЗ;
  • односторонний отказ.

Причины одностороннего отказа

В одностороннем порядке расторжение контракта допускается по 44-ФЗ при соблюдении следующих условий (ст. 95): нарушение является существенным (предусмотрено ГК РФ) и ущерб от него превышает выгоду от заключения договора, а в договоре прописана возможность одностороннего отказа.

В соответствии со ст. 523 ГК РФ основаниями для одностороннего отказа являются:

  • исполнитель поставил товары ненадлежащего качества и не устранил недостатки в необходимый период;
  • неоднократно нарушал сроки поставки, выполнения работ, оказания услуг, а также их оплаты;
  • заказчик не закупает товары или услуги в объемах или срокам, которые установлены в договоре.

Также заказчик обязан расторгнуть договор, если товар, работы, услуги не соответствуют требованиям технического задания, участник не соответствует требованиям, предъявляемым к лицам, или же им предоставлена недостоверная информация.

Односторонний отказ по инициативе заказчика

Шаг 1. Принять решение. При этом составляется специальный документ, в котором фиксируется, кто принимал его и на каких основаниях. В течение 3 рабочих дней информация также размещается в Единой информационной системе (далее — ЕИС) (ч. 12 ст. 95).

Скачать

Шаг 2. Информировать исполнителя. Это нужно сделать в течение 3 рабочих дней с момента принятия решения. Датой уведомления будет считаться день, когда получено подтверждение вручения поставщику документа о решении или информация о том, что он отсутствует по его адресу, или по истечении 30 дней после размещения в ЕИС.

Скачать

Шаг 3. Расторгнуть контракт или отменить решение. В первом случае информация о расторжении размещается в ЕИС в течение 1 рабочего дня (п. 26 ст. 95). Но это можно сделать только через 10 дней с даты надлежащего уведомления поставщика.

Если в течение этого срока исполнитель исправляет нарушения и компенсирует заказчику затраты на проведение экспертизы, тот обязан отменить процедуру одностороннего расторжения и продолжить сотрудничество. При этом необходимо составить решение об отмене.

Имейте в виду, что это правило действует только один раз.

Скачать

Шаг 4. Направить сведения в Федеральную антимонопольную службу (ФАС). В течение 3 рабочих дней после того как расторжение вступит в силу, заказчик передает информацию об одностороннем отказе в ФАС для включения поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.

Скачать

Одностороннее расторжение по инициативе поставщика

Процесс такой же, как и со стороны заказчика, требуется оформить аналогичные документы. Для этого можно использовать образцы, которые мы привели выше.

Шаг 1. Принять решение и уведомить об этом заказчика. В течение 3 рабочих дней уведомление направляется с подтверждением вручения.

Шаг 2. Отказаться исполнять контракт или отменить решение. Через 10 дней после надлежащего уведомления контракт расторгается или, аналогично предыдущему случаю, отменяется решение, если за это время все нарушения устранены, а убытки компенсированы.

Односторонний отказ — относительно оперативный процесс. Благодаря ему заказчик и поставщик могут отстоять свои интересы и законные права при нарушении другой стороной условий договора.

При этом потерпевшая сторона может потребовать возмещение понесенного ущерба. Однако не злоупотребляйте правом на односторонний отказ.

Помните, что попытки уклониться от исполнения договора через неправомерное одностороннее расторжение легко выявляются в ходе арбитражного процесса.

Источник: https://goscontract.info/kontrakt/odnostoronny-otkaz-ot-ispolneniya-kontrakta-44-fz

Расторжение контракта по 44-ФЗ в одностороннем порядке – Контур.Школа

Порядок одностороннего отказа от исполнения договора по 44-ФЗ заказчиком и поставщиком

Согласно ч. 8 ст.

95 № 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.

Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ, при условии, что это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 № 44-ФЗ).

В законе № 44-ФЗ установлены обязательные этапы одностороннего расторжения (ч. 12–22, ст. 95 № 44-ФЗ):

  1. Обязательное уведомление второй стороны.
  2. Отмена решения об одностороннем расторжении в случае, если в течение десяти дней от даты уведомления вторая сторона устранила нарушение условий контракта.

Заказчик имеет право на одностороннее расторжение контракта. А как же участник?

Если заказчик предусмотрел возможность одностороннего расторжения контракта, поставщик также имеет право на односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ.

При расторжении контракта в связи с односторонним отказом от исполнения контракта другая сторона вправе потребовать возмещения только фактически понесенного ущерба (ч. 23, ст. 95 № 44-ФЗ).

Возникает вопрос: Если подрядчик выполнил работы в срок и качественно, а заказчик уклоняется от подписания форм КС и оплаты, то заказчик сможет расторгнуть контракт и не платить за выполненные работы?

Нет, по закону такая ситуация невозможна. Заказчик не может расторгнуть контракт, не имея на это существенной причины, и не может не оплатить выполненные работы, даже если контракт расторгается.

Хотите знать все о процедурах заключения контракта по 44-ФЗ и договора по 223-ФЗ? Записывайтесь на экспресс-курс «Договоры в регламентированных закупках по 44‑ФЗ и 223‑ФЗ». Учитесь с пользой.

Односторонний отказ от исполнения контракта 44-ФЗ: причины и условия

  1. Причиной одностороннего расторжения может быть только «существенное нарушение договора другой стороной», причем существенным является «нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора» (ч. 2, ст.

    450, ГК РФ), а также конкретные причины, указанные в тексте контракта.

  2. В контракте должны быть обязательно указаны условия ответственности заказчика и поставщика за неисполнение или ненадлежащее исполнение контракта (ч. 4, ст. 34 № 44-ФЗ). Пени и штрафы за нарушение сроков оплаты также должны быть указаны в контракте (ч. 5, ст. 34 № 44-ФЗ).

В соответствии с этими пунктами поставщик сможет потребовать возмещения ущерба.

И все-таки, при исполнении и расторжении контракта следует руководствоваться Законом № 44-ФЗ «О контрактной системе», а не Гражданским кодексом?

Закон № 44-ФЗ говорит, что расторжение контракта возможно по соглашению сторон, по решению суда и в одностороннем порядке в соответствии с гражданским законодательством.

Значит, если какие-то условия и обязанности при расторжении контракта не описаны в законе о закупках, действует Гражданский кодекс и остальные Федеральные законы в той части, в какой они не противоречат Закону № 44-ФЗ.

«Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону» (ч. 1, ст. 2, № 44-ФЗ).

Расторжение госконтракта по 44-ФЗ. Что говорит закон о госзакупках?

Заказчик может провести экспертизу поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги. Если выявлены нарушения со стороны поставщика, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке (ч. 10, 11 ст. 95).

В течение трех рабочих дней с даты принятия решения об одностороннем расторжении контракта заказчик размещает его в ЕИС и направляет поставщику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении.

Возможны и другие способы уведомления поставщика, например через электронную почту.

Главное, чтобы такие способы обеспечивали фиксирование уведомления и получение заказчиком подтверждения о его вручении поставщику (ч. 12 ст. 95).

Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 13 ст. 95).

Информация о поставщике, с которым контракт был расторгнут, включается в РНП (ч. 16 ст. 95).

Если в течение этих десяти дней поставщик, подрядчик или исполнитель успеет исправить нарушения, то заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (ч. 14 ст. 95).

Будьте внимательны! У поставщика есть право на одну-единственную ошибку. Заказчик не отменит свое решение в случае повторного нарушения.

Поставщик, подрядчик или исполнитель со своей стороны также вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в контракте было предусмотрено подобное право заказчика (ч. 19 ст. 95).

Процедура направления заказчику уведомления о решении расторгнуть контракт аналогична процедуре направления такого решения от заказчика к поставщику, описанной выше.

Стороны вправе потребовать возмещения ущерба по условиям, приведенным в ч. 23 ст. 95.

Регистрируйтесь на вебинар «Контракты по 44‑ФЗ: новые правила и актуальные проблемы», чтобы узнать, как снизить риски при одностороннем расторжении контракта. 

Не устроило качество услуг — заказчик расторгает контракт? Не всегда

По условиям контракта поставщик принял на себя обязательство по оказанию охранных услуг на охраняемых объектах, перечень которых утвержден в приложении к контракту (наличие одного поста, осуществление охраны одним охранником в смену, круглосуточное несение службы).

Заказчик провел проверку оказания услуг, по результатам которой пришел к выводу, что качество оказания услуг не соответствует требованиям государственного контракта.

На основании результатов проверки заказчик издал приказ об одностороннем отказе от исполнения контракта, решение было направлено поставщику и получено им.

Поставщик направил заказчику письмо, в котором сообщил об устранении выявленных нарушений, а также указал, что заказчик нарушил процедуру — односторонний отказ от исполнения контракта условиями контракта не предусмотрен, в связи с чем расторжение контракта возможно только в судебном порядке. Согласно пункту 10.3 контракт может быть расторгнут досрочно по соглашению сторон. Поставщик считает, что заказчик неправомерно отказался от исполнения государственного контракта.

Суд установил, что условия контракта не предусматривают право ответчика на расторжение контракта в одностороннем порядке без обращения в суд, поэтому отказ ответчика от исполнения контракта в одностороннем порядке является незаконным (Постановление Арбитражного суда Поволжского округа от 19.11.2014 № Ф06-16631/2013 по делу № А49-2126/2014).

Поставщик отказался от исполнения контракта. Что делать заказчику?

Поставщик направил заказчику письмо о приостановлении им исполнения контракта, но не указал основания такого приостановления.

При рассмотрении дела суд установил, что поставщик фактически не приступил к выполнению своих обязательств по контракту. В силу ст.

715 ГК РФ предусмотрено, что если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.

В связи с тем что поставщик фактически не приступил к исполнению своих обязательств, заказчик правомерно рассмотрел данное письмо в качестве одностороннего отказа от исполнения контракта, которое было предусмотрено контрактом, и направил в ответ свое решение о том, что он также в одностороннем порядке готов расторгнуть контракт.

В соответствии с ч. 14 ст.

95 № 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение 10-дневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение, послужившее основанием для принятия указанного решения. Но в течение указанного в законе срока поставщик к оказанию услуг не приступил и не устранил нарушения, послужившие основанием для принятия данного решения.

Поэтому суд признал расторжение контракта правомерным (Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 17.02.2015 по делу № А56-6651/2014).

Подрядчик нарушил сроки

Контрактом предусмотрено выполнение подрядчиком проектно-изыскательских и строительно-монтажных работ и их последовательность в соответствии с техническим заданием. Срок начала работ установлен с 18.06.2012, окончание — не позднее 19 месяцев со дня заключения контракта, в том числе подготовка рабочей и сметной документации, строительство и сдача в эксплуатацию жилых домов.

Согласно п. 4.2.2 контракта подрядчик обязался выполнить рабочую документацию в объеме, необходимом для получения разрешения на строительство, согласовать ее с заказчиком и компетентными органами и передать заказчику.

В связи с неисполнением ответчиком обязательств в определенные контрактом сроки истец обратился в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта на основании п. 1 ч. 2 ст. 450 ГК РФ.

Применительно к муниципальному контракту на выполнение подрядных работ существенным нарушением его условий является нарушение сроков выполнения работ. Как установлено судом, исходя из дат оформления документов на передачу части рабочей документации, данные работы по подготовке рабочей и сметной документации выполнены подрядчиком с нарушением срока, установленного контрактом.

При этом в полном объеме рабочая документация подрядчиком на момент рассмотрения спора в суде не изготовлена.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о нарушении ответчиком сроков изготовления указанной документации, то есть существенном нарушении условий контракта (Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 16.01.2015 № Ф09-9280/14 по делу № А60-10485/2014).

Также было установлено, что заказчиком был соблюден досудебный порядок — ответчику было предложено расторгнуть вышеуказанный контракт. Требование о расторжении контракта удовлетворено.

Отказ от приемки

Согласно контракту поставщик обязался поставить заказчику расходные материалы для копировально-множительной техники в соответствии со спецификацией, с необходимой документацией (счет, счет-фактура, товарная накладная ТОРГ-12, акт приема-передачи товара).

Согласно п. 3.3 товар поставляется в упаковке, обеспечивающей сохранность при транспортировке и перегрузке и с маркировкой: индекс, количество, вес, страна и название фирмы-производителя, модель аппарата, на который поставляется товар.

Согласно п. 9.1 договора поставка товара осуществляется в течение пяти рабочих дней после подписания договора, то есть в срок до 11.04.2014.

Как следует из представленных доказательств, первоначально товар предлагался к приемке 10.04.2014, в которой поставщику было отказано по мотиву недопоставки товара, неверного указания в товаросопроводительных документах количества товара, неверного указания наименования поставляемого товара, отсутствием в передаточных актах серийных номеров товара и информации о дате изготовления товара.

В дальнейшем поставщик поставил недостающее количество товара, но не привел товаросопроводительные документы в соответствие с условиями контракта.

Заказчик потребовал уплаты неустойки за просрочку поставки в полном объеме и в одностороннем порядке расторг контракт, указав как причину неверное оформление документов. Ч. 1 ст. 520 ГК РФ устанавливает: если поставщик не поставил предусмотренное договором поставки количество товаров в установленный срок, покупатель вправе потребовать допоставить необходимое количество товара.

Нормы ГК РФ и положения контракта в случае недопоставки не предоставляют покупателю право на отказ от принятия товара.

Суд правомерно указал на то, что в рамках приемки товара заказчиком не установлено каких-либо нарушений поставщиком требований к качеству товара, что дополнительно свидетельствует о неправомерном отказе заказчика от приемки.

Неверное указание в товаросопроводительных документах информации о товаре также не является обстоятельством, препятствующим принятию товара по условиям контракта, и тем более основанием для одностороннего расторжения контракта.

Требования о взыскании неустойки частично удовлетворены, поскольку поставщиком были нарушены сроки поставки заказчику товара, однако взыскиваемая неустойка уменьшена на основании ст. 333 ГК РФ, так как частично поставка была выполнена в срок.

Требования поставщика о признании недействительным одностороннего расторжения контракта удовлетворены (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.12.2014 № 09АП-51223/2014 по делу № А40-94139/2014).

Они были признаны правомерными, поскольку заказчик расторг контракт по основанию, которое не предусмотрено ни в законе, ни в контракте.

Вывод

Государственный контракт можно расторгнуть в одностороннем порядке. Главное — придерживаться законодательных норм и правил. Попытки уклониться от исполнения контракта через неправомерное расторжение в одностороннем порядке легко выявляются в ходе арбитражного процесса. Поэтому и поставщикам, и заказчикам лучше изначально добросовестно подходить к исполнению своих обязательств.

Основной курс для специалистов заказчика. «Управление государственными и муниципальными закупками». Пройдите курс и получите удостоверение о повышении квалификации 120 часов. 

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/171

Односторонний отказ от исполнения контракта по 44-ФЗ

Порядок одностороннего отказа от исполнения договора по 44-ФЗ заказчиком и поставщиком

Иногда, после заключения контракта, возникают обстоятельства, при которых его исполнение становится нецелесообразным.

Статья 95 44-ФЗ предусматривает возможность отказа от выполнения обязательств в рамках договора в одностороннем порядке.

Для заказчика такая процедура, скорее всего, пройдет бесследно, а вот для поставщика это может привести к серьезным убыткам и потерей деловой репутации. Поэтому стоит помнить особенности этого процесса.

Расторжение договора по инициативе заказчика

Заказчик обладает правом отказаться от договорных отношений только, если это прописано в тексте контракта. Такой порядок регламентируется частью 9 статьи 95 44-ФЗ. Аналогичным правом наделяется и поставщик.

Прекращение договорных обязательств возможно в следующих ситуациях:

  1. Если выяснится, что поставщик предоставил в своей заявке ложные сведения о себе или он не соответствует требованиям законодательства. В этом случае на  заказчика возлагается обязанность по расторжению контракта. Это прописано в части 15 статьи 95 44-ФЗ. Если изначально поставщик предоставил правильные сведения и прекратил отвечать требованиям только после оформления контракта, то расторгать такой договор заказчик права не имеет.
  2. Заказчик может прекратить договорные обязательства, если поставщик значительно нарушает условия договора. При этом вначале заказчик просит поставщика устранить все нарушения. Только при бездействии поставщика контракт расторгается.

Таким образом, расторгнуть контракт без существенной причины заказчик не имеет права. Если наступают обстоятельства, при которых заказчик обязан расторгнуть договор, но он этого не сделал, то на него накладывается административная ответственность. Штраф за такое нарушение составляет 20 тысяч рублей.

Порядок одностороннего расторжения контракта заказчиком

Если поставщик предоставил о себе ложные сведения, то контракт расторгается в течение 3 дней после вынесения такого решения заказчиком. Если поставщик не исполняет возложенных на него обязательств, то для расторжения контракта в одностороннем порядке заказчик обязан соблюсти следующую процедуру:

  1. Заказчик должен оформить решение в письменном виде. Составленный документ подписывается уполномоченным лицом. В нем прописываются сведения о контракте, полные реквизиты контрагента и причины расторжения. Для того чтобы доказать обоснованность принятого решения заказчик может провести независимую экспертизу.
  2. Заказчик публикует в ЕИС решение о прекращении договорных обязательств. Это нужно сделать в течение трех дней с момента формирования документа.   
  3. На заказчика возложены обязательства сообщить поставщику о вынесенном решении. На это отводится срок – три дня. Соответствующее уведомление может быть отправлено по почте заказным письмом с уведомлением, телеграммой, по электронной почте или иным доступным для обеих сторон способом. Выбранный способ должен позволять фиксировать факт получения поставщиком письма. Если документ потерялся на почте или поставщик не соглашается его получать, то он считается извещенным спустя 30 дней после размещения документа в ЕИС. Контракт признается расторгнутым по истечении 10 дней с момента получения поставщиком уведомления.
  4. Сведения о расторжении контракта размещаются в ЕИС (однако это правило не распространяется на контракты, которые содержат государственную тайну).   
  5. Данные поставщика направляются в реестр недобросовестных поставщиков. Это делается в течение трех дней с момента расторжения договора.

После расторжения договора заказчик получает возможность провести закупку заново. Заключать контракт с поставщиком, оказавшимся на втором месте в ходе проведенных торгов заказчик не вправе. Поставщик оставляет за собой право, ровно как и заказчик, требовать через суд возмещения фактически понесенных расходов.

Отказ от исполнения контракта поставщиком

Если в контракте предусмотрена возможность одностороннего расторжения, то это право автоматически распространяется и на поставщика. Это возможно только в случае существенного нарушения заказчиком своих обязательств. Процедура расторжения в этом случае будет аналогичной:

  1. Поставщик направляет заказчику уведомление о принятом решении расторгнуть договор. В документе обязательно прописываются реквизиты сторон и причина расторжения контракта. Решение направляется в течение трех дней с момента его принятия.
  2. Заказчику предоставляется 10 дней на устранение нарушений. 
  3. Контракт автоматически расторгается по истечении 10 дней, если заказчик не устранил нарушение. 

Такой порядок устанавливается частями 20 и 21 статьи 95 44-ФЗ. Поставщик вправе обратиться в суд с требованием возместить понесенные убытки. 

Процедура расторжения контракта в одностороннем порядке чревата убытками, как для заказчика, так и для поставщика. Если она инициирована заказчиком, то сведения о поставщике вносятся в РНП.

После этого он автоматически теряет возможность участвовать в государственных закупках.

Лучшим выходом из такой ситуации станет добросовестное исполнение взятых на себя обязательств или же расторжение контракта по соглашению сторон.

Источник: https://GoszakupkiRF.ru/poleznye-stati/143-odnostoronnij-otkaz-44-fz

Эксперт права
Добавить комментарий