Общие требования к созданию и функционированию специальной комиссии по закупкам по 223-ФЗ

Общие требования к созданию и функционированию специальной комиссии по закупкам по 223-ФЗ

Общие требования к созданию и функционированию специальной комиссии по закупкам по 223-ФЗ

Закупочная комиссия представляет собой коллегию специалистов, созданную заказчиками по ФЗ-223 в целях решения определенных задач. Напрямую вопрос формирования, порядка работы комиссии по закупкам, ее функций и зоны ответственности не предусмотрен.

Комиссия по закупкам: как назначается

Согласно ч. 1 ст. 2 ФЗ-223, при закупках товаров и услуг заказчики должны руководствоваться не только данным законом, но и другими нормативно-правовыми актами: Конституцией, Гражданским кодексом и иными федеральными законами.

Напрямую указания на необходимость создания комиссии по закупкам в 223-ФЗ нет. Но в Гражданском кодексе есть соответствующая статья (447), в которой указано на то, что победителем конкурса может стать участник, выбранный по решению комиссии. Поэтому как минимум при проведении закупочных мероприятий через конкурс такая комиссия должна быть создана.

Согласно ч. 2 ст.

2 ФЗ-223 положение о закупке выступает документом, регламентирующим закупки заказчика, и в котором должны содержаться требования к закупке, порядок подготовки и проведения закупочных процедур и условия их применения.

Таким образом, именно Положение заказчика должно содержать регламент закупочных мероприятий, порядок создания комиссии и требования к ее членам (в частности, в отношении образования и количеству членов).

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Комиссия может создаваться по разным признакам. Например, с позиции предмета закупки допускается создание отдельной комиссии по закупкам товарно-материальных ценностей или научно-исследовательских работ.

С точки зрения процедуры закупки, различают: конкурсную, котировочную, аукционную и прочие виды комиссии. С позиции сроков действия комиссии различают постоянно функционирующие и временные, созданные под конкретную закупку.

Состав комиссии и полномочия ее участников

Заказчик может создавать закупочную комиссию по 223-ФЗ по правилам, указанным в 44-ФЗ.

В состав комиссии могут входить не только сотрудники компании, но и сторонние лица. При этом привлекать независимых экспертов допускается исключительно по договору с указанием прав, обязанностей и ответственности привлекаемых лиц.

Традиционно выделяются следующие группы участников в составе комиссии:

  1. Председатель закупочной комиссии. Он осуществляет общее руководство комиссией, ведет ее заседания, назначает ответственных членов комиссии (например, за вскрытие конвертов), оглашает обязательные к объявлению сведения, проводит переторжку, определяет порядок рассмотрения поступивших вопросов, выносит на обсуждение вопрос о привлечении к работе экспертов.
  2. Заместитель председателя, который выполняет функции председателя при его отсутствии.
  3. Рядовые члены комиссии. В их задачи входят ознакомление с материалами проводимой закупки, принятие решения о ее соответствии правилам и Положению о закупке, формирование мнения относительно допуска или отказа в допуске участника закупки, проведение оценки и сопоставление заявок от участников закупки.
  4. Секретарь комиссии. Он ведет протоколы проводимых заседаний, информирует членов о повестке дня, организует техническое обеспечение заседаний, информирует о необходимости замены членов комиссии, своевременно направляет членам комиссии материалы по вопросам повестки заседания.

Численность и состав комиссии определяется на усмотрение заказчика. Рекомендуется не слишком сильно расширять состав комиссии и формировать ее на условиях нечетного числа участников с правом голоса (например, 3 или 5 человек). Это может иметь смысл при необходимости принятия коллегиальных решений большинством .

При определении состава стоит включать в члены комиссии лиц с адекватным проводимой закупке профилем (например, со специальным образованием или навыками).

Также заказчику стоит заблаговременно позаботиться о резервном составе комиссии. Здесь должны быть указаны лица, которые получают права и обязанности членов комиссии при отсутствии основного состава.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Функции и порядок работы закупочной комиссии, ее права и обязанности

Положение о работе закупочной комиссии должно содержать ее определение, перечень решаемых задач, поставленные перед ней цели и функции.

Цель формирования закупочной комиссии состоит в определении победителя закупки, с которым в дальнейшем будет подписан договор заказчиком.

Для реализации данной цели на закупочную комиссию возложен следующий функционал:

  1. Проверка заявок от участников на соответствие требованиям по извещению и документации.
  2. Выбор победителя закупки в соответствии с порядком, который указан в закупочной документации.

Базовый принцип работы комиссии: коллегиальность. Он позволяет повысить объективность принимаемых решений.

Закупочная комиссия может быть наделена заказчиком следующими правами:

  1. Принимать решение о переносе сроков проведения процедуры.
  2. Отвечать на поступившие от участников закупки вопросы по закупочной документации.
  3. Запрашивать разъяснения относительно положений заявок от участников.
  4. Привлекать экспертов для оценки и выбора победителя.
  5. Принимать решение о допуске или отказе в допуске участника.
  6. Исправлять ошибки в заявках от участников в установленном порядке.
  7. Проводить переговоры с участниками.
  8. Принимать решения о переторжке.
  9. Анализировать полученные экспертные заключения и оценки от участников.
  10. Принимать решение о выборе победителя закупки, об отказе в проведении закупки, об отстранении участника от участия в закупке.
  11. Согласовывать изменения в договорах, заключенных по результатам закупок.
  12. Предварительно согласовывать извещения и документацию по закупкам.
  13. Принимать решение о завершении процедуры без выбора победителя.
  14. Осуществлять иные функции, предусмотренные нормативно-правовыми актами и организационными документами.

Документальное оформление работы закупочной комиссии

Закупочная комиссия может быть сформирована до проведения процедуры закупки либо непосредственно в процессе.

Для создания закупочной комиссии такая возможность должна быть зафиксирована в Положении о закупке, утвержденном заказчиком. Также в число документов, которые требуются для работы комиссии, входят:

  1. Положение и порядок о работе комиссии.
  2. Приказ о создании комиссии.

Стоит отметить, что положение о работе и порядок работы не являются обязательными. На практике заказчику достаточно подготовить только приказ о создании комиссии.

В документах, которые отвечают за порядок работы закупочной комиссии, нужно прописать:

  1. Порядок оповещения членов комиссии о заседании (в том числе сроки, в которые нужно уведомить членов комиссии о предстоящем заседании).
  2. Порядок ознакомления с материалами по закупке.
  3. Порядок замены членов комиссии и основания для этого.
  4. Порядок привлечения сторонних экспертов.
  5. Каким образом определяется объективность принятых решений.
  6. Как принимаются решения по вопросам повестки дня.
  7. Как фиксируются решения комиссии.
  8. Каков порядок наблюдения за работой комиссии.
  9. Каков порядок оповещения о принятых комиссией решениях.

Положение и порядок составляется и подписывается уполномоченным на это сотрудником организации-заказчика.

Решения, которые принимаются закупочной комиссией, оформляются в виде протоколов. Протокол по 223-ФЗ — это документ, который фиксирует решения комиссии по результатам процедуры. Он составляется при любой закупочной процедуре: конкурсе, аукционе, запросе цен и предложений.

Составляемый в ходе закупки протокол подлежит обязательной публикации в ЕИС в течение 3 дней после его подписания (согласно ч. 12 ст. 4 223-ФЗ). В документе следует прописать такие сведения:

  • реквизиты, количество поданных заявок и дата их поступления;
  • результаты рассмотрения поданных заявок;
  • решение комиссии по каждой заявке;
  • при необходимости – причины признания закупки несостоявшейся;
  • прочая информация.

Итоговый протокол составляется по тем же правилам, но дополнительно в нем указываются сведения о победителе закупки. Его также необходимо разместить в ЕИС в течение 3 дней. Порядок его подготовки и размещения происходят согласно ч. 14 ст. 3.2 223-ФЗ. Эти документы должны храниться заказчиком не менее 3 лет.

Ответственность членов комиссии

Ответственность за результаты работы закупочной комиссии прописывается в утвержденном заказчиком положении о закупке. Что качается положений КоАП, то здесь не предусмотрены меры ответственности, которые могут распространяться на членов комиссии.

Изменения в КоАП, принятые в 2013 году, также не содержат новшеств относительно возможности привлечения к ответственности членов закупочной комиссии и ее руководителей.

Нормы административного права распространяются только на само юрлицо, которое работает в рамках 223-ФЗ.

Таким образом, 223-ФЗ не содержит требований к формированию закупочной комиссии, четко установленных норм в отношении ее состава и полномочий.

Регулируется работа закупочной комиссии положением о закупке, приказом о создании комиссии и положением о ее работе.

Закупочная комиссия представляет собой орган, целью которого является оптимизация и наиболее эффективная реализация закупочных мероприятий.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/223/komissia.html

Участники закупок по 223-ФЗ: требования, принципы отбора и правовой статус

Общие требования к созданию и функционированию специальной комиссии по закупкам по 223-ФЗ

В статье рассмотрим: кто может быть участником закупки по Закону 223-ФЗ, а кто быть им не в праве, по каким принципам отбираются участники закупки и как это реализовано в законодательстве, какие требования предъявляются к участником закупки.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа).

Кто может являться участником закупки?

Законодательно установлен достаточно широкий круг лиц, которые могут выступать в качестве участника закупки (ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ):

  • любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения таких лиц и места происхождения их капитала);
  • любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки (в том числе один или несколько ИП).

Кроме того, участниками закупки могут быть аффилированные между собой лица. Такое мнение выразило Минэкономразвития в своем письме от 27.10.2016 № ОГ-Д28-12371.

Форма объединения лиц для участия в закупке российским законодательством прямо не определена. На практике же подавляющее большинство подобных объединений основывается на договоре простого товарищества (договоре о совместной деятельности).

Участником закупки не может выступать:

  • организатор закупки, заказчик,
  • работники организатора или заказчика (п. 4 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ (далее — Закон № 135-ФЗ)).

Кроме того, родственники заказчика так же не смогут принять участие в закупках по 223-ФЗ.

Минфин подготовил поправки в Закон № 223 — ФЗ, устанавливающие запрет на участие в закупках юридических и физических лиц, имеющих родственные связи с заказчиком.

Текст законопроекта опубликован на едином портале проектов нормативных актов. В Минфине предполагают, что поправки вступят в силу с 1 января 2018 года.

Заказчик должен точно определить, кто и в каких случаях признается участником закупки. Так как в Законе № 223-ФЗ такие указания отсутствуют, то термин «участник закупки», а также условия приобретения этого статуса, должны быть закреплены в положении о закупке.

Почему этот вопрос имеет существенное значение? Частью 9 и 10 ст.

3 Закона № 223-ФЗ участникам закупки предоставлено право обжалования действий (бездействия) заказчика при закупке товаров, работ, услуг, как в судебном, так и во внесудебном порядке (в соответствии со ст. 18.

1 Закона № 135-ФЗ), а положением о закупке предусматриваются и иные права. Например, может быть предусмотрено право обжалования действий организатора закупки в вышестоящий ведомственный орган (специализированную комиссию по рассмотрению споров).

Практика показала, что отсутствие четких критериев отнесения тех или иных лиц к числу участников закупки, включая регламентацию момента возникновения указанного статуса, иногда приводит к злоупотреблениям. Закупки массово обжалуются со стороны лиц, не только не имеющих реальной заинтересованности в участии в закупке, но зачастую и возможности поставок закупаемых товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Принципы отбора участников закупки

Из числа закрепленных в ч. 1 ст. 3 Закона № 223-ФЗ принципов закупки товаров, работ, услуг, ключевыми, имеющими отношение к отбору участников закупки, являются:

  1. равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  2. отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Первый принцип реализуется с помощью следующих положений Закона № 223-ФЗ:

  • во-первых, путем установления практически неограниченного круга субъектов, которые могут выступать участниками закупки (ч. 5 ст. 3);
  • во-вторых, путем запрета на предъявление требований к участникам закупки по критериям, которые не указаны в документации о закупке (ч. 6 ст. 3).
  • в-третьих, путем закрепления в Законе № 223-ФЗ положения, предусматривающего, что требования к участникам закупки, применяются в равной степени ко всем без исключения участникам закупки (ч. 6 ст. 3).

Исключения из принципа равноправия могут быть установлены Правительством Российской Федерации (ч. 8 ст. 3):

  1. приоритет товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим из иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами. В законодательстве установлены ценовые преференции в торгах для участников, предложивших товары производства российского, белорусского и казахстанского происхождения, по ограниченному перечню товаров;
  2. участие в закупке субъектов малого и среднего предпринимательства. Установлено требование об обязательном размещении заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем 15% общего годового объема поставок товаров в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ.

Принцип измеряемости требований реализован следующим образом. В положении и документации о закупке устанавливаются только такие требования, которые позволяют участникам закупки на стадии подачи заявки самостоятельно оценить свое соответствие этим требованиям.

К примеру, требования, сформулированные как «наличие кадровых ресурсов для выполнения работ в необходимом количестве» или «наличие достаточного опыта выполнения работ аналогичного профиля» не будут соответствовать принципу «измеряемости» требований.

Почему? Дело в том, что критериев «достаточности» и «необходимого количества» нет, и, к тому же, они носят весьма субъективный характер.

При этом, организатор торгов (закупочной комиссии) легко может отклонить заявку на участие в закупке, если, на его взгляд, она не соответствует требованиям.

Поэтому при установлении подобных требований должны быть установлены и конкретные измеряемые параметры определения, а так же точные показатели соответствия участника установленным требованиям в соответствующих единицах измерения.

Например: «наличие в штате участника закупки не менее 20 физических лиц, прошедших обучение по программе профессиональной подготовки частных охранников 5 разряда и сдавших соответствующий квалификационный экзамен» или «оказание участником закупки за последние пять лет, предшествующие дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, услуг по энергосбережению в объеме не менее пяти энергосервисных договоров (контрактов) с ценой каждого энергосервисного договора (контракта) не менее пяти миллионов рублей. Для определения соответствия данному требованию учитываются энергосервисные договоры (контракты), заключенные в течение последних пяти лет, предшествующих дате окончания срока подачи заявок на участие в закупке, а также энергосервисные договоры (контракты), исполнение которых завершилось в указанный период. Для целей определения соответствия участника закупки установленному требованию не учитываются энергосервисные договоры (контракты), расторгнутые в связи с нарушением участником закупки условий такого договора (контракта)».

Требования к участникам закупки

В положении о закупке должны быть установлены все требования к закупкам, в том числе порядок проведения процедур закупки и иные положения (ч. 2 ст. 2 Закона № 223-ФЗ). Кроме того,  этот документ должен содержать требования, которые могут быть предъявлены к участникам закупки. Например:

  • быть зарегистрированным в установленном законодательством порядке как юридическое лицо или как индивидуальный предприниматель;
  • иметь необходимые свидетельства, лицензии, необходимые для поставки товаров, оказания услуг, выполнения работ;
  • не должна проводиться процедура ликвидации, не должно быть открыто конкурсное производство, признание несостоятельным (банкротом); деятельность не приостановлена в порядке, установленном КоАП;
  • должна отсутствовать задолженность по налогам, сборам;
  • показатели финансово-хозяйственной деятельности участника закупки должны свидетельствовать о его платежеспособности и финансовой устойчивости.
  • заказчик вправе установить требование об отсутствии сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков (п. 7 ст. 3 Закона 223-ФЗ).

Конечно, при подготовке положения о закупке заказчику нереально предусмотреть все возможные требования. Поэтому рекомендуется устанавливать открытый перечень, который позволит организатору торгов конкретизировать требования к конкретной закупке. Например, в положении о закупке установлено требование к квалификации участников закупки.

Заказчик указывает, что в документации о закупке могут быть предусмотрены требования:

  • к наличию у участника закупки системы менеджмента качества, отвечающей определенном стандарту,
  • к деловой репутации участника закупки, подтвержденной конкретными документами, отвечающими определенным требованиям,
  • к наличию у него опыта поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг,
  • к соответствию по иным показателям, имеющим значение для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Перечень конкретизируется применительно к конкретному предмету закупки уже при подготовке документации о закупке.

Законодательно не установлено насколько описание требований к участникам закупки должно быть конкретным.

Поэтому в положении о закупках заказчик вправе указать, что документацией о закупках могут быть предусмотрены иные требования к участникам закупки, обусловленные спецификой товаров (работ, услуг), на поставку (выполнение, оказание) которых проводится процедура закупки, отметив, что такие требования должны соответствовать положениям ч. 1 и 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Кроме того, в документации о закупке должен быть указан еще и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям. Любое требование заказчика должно сопровождаться указанием конкретного документа, который должен быть включен участником закупки в состав подаваемой заявки.

Отдельно стоит регламентировать в положении о закупках применение установленных требований к участнику закупки, на стороне которого выступает несколько юридических или физических лиц. По умолчанию требования применяются именно к участнику закупки в целом.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/204

Положение о комиссии по закупкам 223-ФЗ

Общие требования к созданию и функционированию специальной комиссии по закупкам по 223-ФЗ

С 2018 года заказчики, работающие по Закону о закупках отдельными видами юрлиц, должны создавать комиссии. Что это за орган и чем он занимается, зачем нужно положение о закупочной комиссии по 223-ФЗ и что в нем указывать, читайте в этом материале.

Комиссия по 223-ФЗ

Создавать комиссию по закупкам по 223-ФЗ до лета 2018 года было необязательно. Однако с 1 июля вступили в силу изменения, содержащиеся в Федеральном законе от 31.12.2017 № 505-ФЗ В 223-ФЗ появилась статья 3.

2, посвященная правилам проведения конкурентной закупки. В ней сказано, что для таких процедур заказчики должны создавать комиссию по закупкам.

Обратите внимание, что для закупки у единственного поставщика создавать этот орган не требуется.

Работа комиссии по 223-ФЗ сводится к следующим задачам:

  • участвовать в подготовке извещения и документации;
  • проверять поданные заявки на соответствие требованиям и условиям документации;
  • отвечать на запросы разъяснений документации;
  • привлекать экспертов для оценки заявок или делать это своими силами;
  • принимать решения о проведении переторжки /уторговывания;
  • проведение переговоров с участниками;
  • выбирать победителя;
  • принимать решения об отказе от процедуры;
  • согласовывать изменения в договор с ответственным должностным лицом заказчика.

В составе комиссии выделяют:

  • председателя, который руководит работой, открывает и ведет заседания, назначает других членов комиссии;
  • зампредседателя;
  • члены комиссии;
  • секретарь комиссии, который ответственен за организационно-техническое обеспечение заседаний.

Рекомендуется включать в комиссию от 5 человек, чья деятельность как-то связана с предметом закупки. То есть у некоторых из членов комиссии должны быть специальные знания в определенной сфере.

Что и как исправить в Положении о комиссииК 1 января все заказчики уже должны были привести Положение о закупке в соответствие с Законом № 223-ФЗ. Но Положение о закупке — это еще не все, что надо исправить.

Заказчику необходимо откорректировать свои локальные акты.

Один из таких локальных актов — Положение о комиссии. Это документ о том, как собирают комиссию, кого в нее включают, какими правами и обязанностями наделяют лиц, которые входят в комиссию.

Рассмотрим, что именно заказчикам необходимо в нем поменять.

Подробнее об изменениях

Единая комиссия по закупкам 223-ФЗ

Существует несколько видов закупочных комиссии по 223-ФЗ. Как правило, их подразделяют на:

  • конкурсные;
  • аукционные;
  • котировочные;
  • единые.

В последнем случае комиссия выполняет функции всех других видов. Как правило, формируется для небольших стандартных закупок, которые не относятся к специфическим отраслям экономики. Заказчик может самостоятельно выбрать, какую комиссию создать.

В отличие от 44-ФЗ Закон № 223-ФЗ не предъявляет требований к составу этого органа. Заказчик определяет количество членов комиссии в своем положении. Говоря о составе, можно вспомнить требования Закона о контрактной системе, которые зачастую перенимают и другие заказчики. Установлены ограничения на участие в работе комиссии следующих лиц:

  • участников закупки;
  • работников организации, участвующей в закупке;
  • лиц, которые каким-либо образом зависимы от участника — его кредиторы, акционеры, члены исполнительных органов и т.д.;
  • эксперты, осуществляющие независимую оценку в рамках процедуры;
  • родственники и друзья участников закупки;
  • представители контрольных органов.

Проще говоря, в составе не должно быть людей, так или иначе связанных с участниками, претендующими на статус поставщика. Для примера возьмем положение крупнейшего заказчика «Дальневосточная генерирующая компания».

В нем сказано, что состав закупочных комиссий утверждает центральная закупочная комиссия.

Закупочная комиссия может быть создана заранее для конкретной закупки или их серии либо как постоянно действующий орган (как правило – по конкретному направлению закупок).

В состав комиссии могут входит как сотрудники компании, так и внешние специалисты. При этом непосредственные получатели закупочной продукции должны быть в меньшинстве. Закупочные комиссии подразделяются уровни в зависимости от полномочий принятия решений по результатам закупок.

Положение о комиссии по осуществлению закупок по 223-ФЗ

Мы рассмотрели, что из себя представляет комиссия по осуществлению закупок по 223-ФЗ. Теперь перейдем непосредственно к процессу ее создания. Решение принимает руководитель компании-заказчика.

Оно оформляется двумя документами: приказом и положением о комиссии 223-ФЗ. В приказе дается распоряжение сформировать закупочный орган внутри предприятия, перечисляется список участников.

Также в документе может быть указано структурное подразделение, из которого необходимо сформировать комиссию.

Положение нужно для того, чтобы регламентировать деятельность комиссии. В положении о комиссии по закупкам 223-ФЗ указываются: ее состав, ФИО председателя и другие нюансы. Кроме того, там прописываются права и обязанности членов комиссии по осуществлению закупок, к примеру:

  • знакомиться со всеми документами, представленными на рассмотрение;
  • присутствовать и выступать на заседаниях;
  • проверять протоколы;
  • принимать решения в пределах своих полномочий.

Также следует добавить правила проведения заседаний, невозможность заочного ания и т.д. Проще всего взять формулировки из закона. Многие заказчики целиком копируют положения 44-ФЗ, добавляя лишь наименование своей компании и какие-то комментарии.

Пример из практики: о включении в состав комиссии людей творческих профессий

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Заказчик проводил конкурс на создание информационного продукта в форме хроникально-документальных видеосюжетов. Участник закупки пожаловался в ФАС на действие заказчика.

Общество утверждало, что заказчик не включил в состав конкурсной комиссии лиц творческих профессий в количестве не менее 50 процентов. ФАС признала жалобу необоснованной.

На заседании комиссии заказчик пояснил, что цель закупки – создать информационный продукт в форме фильма, а не фильм как произведение искусства. Фильм предназначался для населения.

Как создать комиссию по закупкам расскажет эксперт в статье

Возьмите гостевой доступ бесплатно

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/103226-qqq-18-m9-polojenie-o-komissii-po-zakupkam-223-fz

Как разработать положение о закупочной комиссии согласно требованиям закона N 223-ФЗ

Общие требования к созданию и функционированию специальной комиссии по закупкам по 223-ФЗ

Для составления положения о закупочной комиссии заказчику необходимо:

Шаг 1. Определить специфику создаваемой комиссии

Шаг 2. Установить, какие сведения следует включить в положение

Шаг 3. Выбрать способ оформления положения

Шаг 4. Оформить положение и утвердить его

Как определить специфику закупочной комиссии

Обязанность заказчика создавать закупочную комиссию и утверждать положение о ней Законом N 223-ФЗ не предусмотрена. Однако рекомендуем создать закупочную комиссию, поскольку это позволит избежать нарушения принципов закупочной деятельности.

С 01.07.2018 создание комиссии для определения поставщика (исполнителя, подрядчика) по результатам проведения конкурентной закупки является обязательным (ч. 8 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ). Порядок ее создания Законом N 223-ФЗ не установлен.

Исходя из положений Закона N 223-ФЗ к функциям комиссии можно отнести в том числе:

— принятие решения о соответствии заявок требованиям документации о закупке и о присвоении заявкам значений по предусмотренным критериям их оценки (п. 4 ч. 13 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ);

— принятие решения о присвоении заявкам (окончательным предложениям) значений по каждому из предусмотренных критериев их оценки (п. 6 ч. 14 ст. 3.2 Закона N 223-ФЗ);

— осуществление предложения участникам конкурса в электронной форме среди СМСП представить окончательные предложения (п. 5 ч. 5 ст. 3.4 Закона N 223-ФЗ).

Заказчик вправе создать как одну комиссию для осуществления всех закупок, так и несколько для проведения разных видов закупок. Вид комиссии может зависеть:

— от способа закупки (конкурсная, аукционная, котировочная, комиссия по проведению запросов предложений и т.д.);

— ее предмета (комиссия по закупкам строительных работ, комиссия по закупкам для хозяйственных нужд и т.д.).

Рекомендуем формировать комиссию исходя из особенностей закупочной деятельности. Так, если не требуется участия в работе комиссии специалистов в конкретных областях, целесообразно создать единую комиссию для осуществления всех закупок вне зависимости от способа и предмета закупки.

Если осуществляется закупка специфического товара (работы, услуги), заказчик вправе создать комиссию по осуществлению конкретной закупки, в состав которой могут быть включены эксперты в соответствующих областях.

Какие сведения следует включить в положение о закупочной комиссии

В положении рекомендуем предусмотреть:

Порядок утверждения и изменения состава комиссии, а также периодичность ее ротации.

Целесообразно определить, каким документом утверждается состав комиссии, кто вправе вносить изменения, как они оформляются. Это позволит обеспечить стабильность состава комиссии и сохранить возможность изменения ее состава при необходимости.

Пример формулировки для включения в положение

«Состав закупочной комиссии и его изменение утверждается приказом заказчика.

Замена члена комиссии обязательна, если выявлено его несоответствие хотя бы одному из требований к членам комиссии, предусмотренных настоящим Положением.

Ротация не менее 1/3 членов комиссии осуществляется не реже одного раза в год».

Состав комиссии и круг компетенций ее членов.

Включение этого положения позволит заказчику предусмотреть такой состав комиссии, при котором не будет возникать трудностей с обеспечением кворума на ее заседаниях. Целесообразно распределить, кто будет выполнять те или иные функции.

В составе комиссии рекомендуется предусмотреть обязанности председателя, его заместителя, секретаря и членов комиссии.

Пример формулировки для включения в положение

«В состав комиссии входят председатель, заместитель председателя, члены комиссии и секретарь без права голоса.

Состав комиссии — не менее пяти человек с правом голоса. Общее количество членов комиссии не может быть четным».

Требования к членам комиссии.

Заказчик сможет предусмотреть, что в комиссию не должны включаться лица:

— не обладающие достаточными знаниями и (или квалификацией) в сфере закупок и (или) области, связанной с предметом закупки;

— лично заинтересованные в результатах закупки.

Пример формулировки для включения в положение

«В состав комиссии включаются преимущественно лица, прошедшие профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лица, которые обладают специальными знаниями, относящимися к предмету закупки.

Членами комиссии не могут быть лица, лично заинтересованные в результатах закупок (в том числе физические лица, подавшие заявки на участие в процедуре закупок либо состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки), либо физические лица, на которых способны оказывать влияние участники закупок (в том числе физические лица, являющиеся участниками (акционерами) этих организаций, членами их органов управления, кредиторами участников закупок), а также лица, состоящие в браке с лицами, являющимися выгодоприобретателями, единоличными исполнительными органами хозяйственных обществ, членами коллегиального исполнительного органа хозяйственного общества, руководителями учреждений или унитарных предприятий либо иными органами управления юридических лиц — участников закупки, либо являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии, полнородными и неполнородными братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными указанных физических лиц».

Функции комиссии при проведении каждого способа закупки, предусмотренного положением о закупке.

Это положение необходимо предусмотреть, для того чтобы круг полномочий комиссии и ее членов был четко установлен, что позволит нести ответственность только в рамках определенных компетенций.

Пример формулировки для включения в положение

«Основными функциями комиссии являются:

— рассмотрение, оценка и сопоставление заявок на участие в закупке;

— принятие решения о допуске либо отклонении заявок участников закупок;

— определение победителя закупок;

— формирование протоколов по результатам проведенных закупок.

Положением о закупке заказчика на закупочную комиссию могут быть возложены иные функции, необходимые для проведения процедур закупки тем или иным способом».

Права и обязанности членов комиссии.

Примеры формулировок для включения в положение

«Члены комиссии имеют право:

— знакомиться со всеми представленными на рассмотрение комиссии документами и материалами;

— выступать по вопросам повестки дня на заседании комиссии и проверять правильность оформления протоколов, в том числе правильность отражения в протоколе содержания выступлений.

Члены комиссии обязаны:

— соблюдать законодательство Российской Федерации;

— лично присутствовать на заседаниях комиссии;

— принимать решения по вопросам, относящимся к компетенции комиссии;

— обеспечивать законные права и интересы участников процедуры закупки;

— обеспечивать конфиденциальность информации, содержащейся в заявках участников и иных документах, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— незамедлительно сообщать заказчику о лицах, препятствующих участию в работе».

Порядок организации работы комиссии.

К порядку организации работы комиссии относятся в том числе положения о порядке созыва, проведения заседаний, оформления протоколов.

Пример формулировки для включения в положение

«Члены комиссии должны быть уведомлены ответственным секретарем комиссии о месте, дате и времени проведения заседания комиссии не позднее чем за один рабочий день.

Комиссию возглавляет председатель комиссии. В период его отсутствия его обязанности исполняет заместитель председателя комиссии.

Председатель осуществляет общее руководство работой комиссии, объявляет заседание комиссии правомочным или выносит решение о его переносе из-за отсутствия кворума, ведет заседание комиссии, определяет порядок рассмотрения обсуждаемых вопросов, ставит на ание предложения членов комиссии и проекты принимаемых решений, подводит итоги ания, а также осуществляет иные действия, необходимые для выполнения комиссией своих функций.

Принятие решения членами комиссии путем проведения заочного ания, а также делегирование ими своих полномочий иным лицам (в том числе на основании доверенности) не допускается.

Решение комиссии оформляется протоколом, который подписывается всеми членами комиссии, присутствовавшими на заседании, и размещается в ЕИС в установленном порядке».

Порядок принятия решений.

Целесообразно предусмотреть условия, при которых решение комиссии считается принятым:

— условие о кворуме;

— условие о том, простым или квалифицированным большинством принимаются решения;

— условие о принятии решения в случае равенства .

Пример формулировки для включения в положение

«Комиссия правомочна принимать решения, если на ее заседании присутствует не менее половины членов комиссии.

Решение комиссии принимается простым большинством присутствующих на заседании членов комиссии при наличии кворума, установленного настоящим Положением.

При равенстве решающим является голос председателя комиссии, а в его отсутствие — заместителя председателя».

Какой выбрать способ оформления положения о закупочной комиссии

Положение о закупочной комиссии можно оформить двумя способами:

1) включить его в состав положения о закупке;

2) оформить отдельным документом.

Рекомендуем выбрать второй способ, поскольку упрощается порядок утверждения и изменения положения: оно может быть подписано руководителем заказчика, а не органами управления, уполномоченными утверждать положение о закупке.

Как оформить положение о закупочной комиссии отдельным документом

Заказчику необходимо:

1) сформировать положение;

2) утвердить его локальным актом (например, приказом).

Утвердить положение о закупочной комиссии целесообразно до начала ее деятельности;

3) ознакомить членов комиссии с утвержденным положением под подпись.

В этом случае становится проще привлечь к дисциплинарной и (или) административной ответственности члена комиссии, который ненадлежащим образом исполняет свои обязанности и нарушает положение о закупочной комиссии и законодательство о закупках;

4) разместить документ в ЕИС вместе с положением о закупке, чтобы обеспечить информационную открытость работы комиссии.

Источник: http://urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/kak-razrabotat-polozhenie-o-zakupochnoj-komissii-soglasno-trebovaniyam-zakona-n-223-fz.html

Общие требования к созданию и функционированию специальной комиссии по закупкам по 223-ФЗ | Отрасли права

Общие требования к созданию и функционированию специальной комиссии по закупкам по 223-ФЗ

Тем, кто впервые участвует в закупках, мы подскажем, с чего начинать подготовку, кто ваш заказчик, как подавать заявку, что может помочь лучше искать закупки, что собой представляет финансовое обеспечение, и что делать после того, как закупка завершена.

Целями настоящего Положения являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей Заказчика в товарах, работах, услугах, целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг, сокращение издержек Заказчика, повышение эффективности и результативности процесса закупок, повышение уровня открытости и объективности в закупочной деятельности, пресечение злоупотреблений, обеспечение развития конкуренции и справедливого отношения к поставщикам (исполнителям, подрядчикам). При установлении порядка обоснования начальной (максимальной) цены договора необходимо руководствоваться Приказом Минэкономразвития России от 02.10.2013 N 567 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению методов определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком».

Требования к участникам закупки по 223-ФЗ в 2019 году

Богацкая Софья Германовна — преподаватель, аккредитованный в ЗАО «Сбербанк-АСТ». Кандидат экономических наук. Руководитель направления «Государственные (муниципальные) закупки», ведущий преподаватель-консультант УМЦ «Финконт» курсов и семинаров по государственным и муниципальным закупкам, корпоративным закупкам по ФЗ-223.

Например, с позиции предмета закупки допускается создание отдельной комиссии по закупкам товарно-материальных ценностей или научно-исследовательских работ. С точки зрения процедуры закупки, различают: конкурсную, котировочную, аукционную и прочие виды комиссии.

С позиции сроков действия комиссии различают постоянно функционирующие и временные, созданные под конкретную закупку.

Нормативно-правовое регулирование осуществления закупок на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчика основывается на положениях Гражданского кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее — Федеральный закон № 223-ФЗ).

Положение о закупках по 223-фз

Компании, которые полностью либо частично являются государственными, организуют проведение конкурсов на закупку товаров (услуг, работ). Закупки есть практически в любой сфере и в любом из регионов. Деньги на них закладываются в бюджет, а для СМП действуют квоты. Это неплохая возможность по расширению бизнеса.

Закупочная комиссия представляет собой коллегию специалистов, созданную заказчиками по ФЗ-223 в целях решения определенных задач. Напрямую вопрос формирования, порядка работы комиссии по закупкам, ее функций и зоны ответственности не предусмотрен.

Закупочная комиссия в своей деятельности руководствуется Гражданским кодексом Российской Федерации, Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Российской Федерации и настоящим Положением.

Министерство финансов РФ предложило значительно ужесточить требования к банкам, в которых у участников госзакупок открыты специальные счета для внесения денежных средств, предназначенных для обеспечения заявок.

Утверждено _____________________________________ (наименование органа или должностного лица (Ф.И.О.)) _____________________________________ (Протокол/ Приказ/ Решение) от «___»________ ____ г.
Несмотря на то, что Федеральным законом от 18.07.2011 г.

№ 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) напрямую не определен порядок принятия решений при проведении закупок, практика однозначно свидетельствует о необходимости создания специального коллегиального органа, рассматривающего заявки на участие в закупке и определяющего победителя.

Таким коллегиальным органом выступает комиссия по закупкам, формируемая Заказчиком, и осуществляющая все необходимые процедуры при проведении закупок.

Осуществляются поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Заказчика на сумму, не превышающую 100 тыс. рублей, а в случае, если годовая выручка Заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем 5 миллиардов рублей, то при закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает 500 тысяч рублей.

Но в Гражданском кодексе есть соответствующая статья (447), в которой указано на то, что победителем конкурса может стать участник, выбранный по решению комиссии.

Заказчик проводит размещение закупок различными способами: все зависит от метода отбора поставщика. К числу наиболее популярных способов можно отнести конкурс, электронный аукцион и запрос котировок. Закупка является одной из форм размещения заказа, связанного с поставкой товаров (услуг).

Заказчик проводит ее при помощи конкурентных либо неконкурентных методов отбора поставщиков.

До размещения в единой информационной системе информации о закупке или до направления приглашений принять участие в закрытых закупках руководителем Заказчика или уполномоченным им лицом путем выпуска приказа принимается решение о проведении закупки.

У вас уже есть заявка на текущий период. Если вы хотите, чтобы данная программа участвовала в розыгрыше гранта в этом месяце, необходимо добавить ее в папку «Интересные мероприятия». Или создайте заявку на другой период.

С целью эффективной работы указанного запрета рекомендуется обязать сотрудников Заказчика заявить в комиссию о наличии в его деятельности конфликта интересов.
С чего начинать подготовку к закупке, кто ваш заказчик, как подавать заявку, как лучше искать закупки, что такое финансовое обеспечение и что делать после завершения закупки? Рассмотрим эти вопросы.

Действия (бездействие) участника закупок, с которым заключается договор, направленные на незаключение договора, в том числе непредставление (непредставление в установленной документацией срок) подписанного им договора. Предоставление договора в иной редакции, чем предусмотрено документацией о закупках.

Настоящее Положение разработано в соответствии с Федеральным законом от 18.07.

2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и регламентирует закупочную деятельность __________________________________ (далее — «Заказчик»), устанавливает порядок формирования закупочной комиссии, подготовки и проведения ею процедур закупки, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Осуществление закупок в обычной форме вместе электронной

В состав Комиссии не могут включаться лица, лично заинтересованные в результатах закупки (представители участников, подавших заявки на участие в закупке, состоящие в штате организаций, подавших указанные заявки).

В настоящее время порядок работы комиссии и требования к ее членам детально прописаны лишь в отношении закупок, проводимых в соответствии с законодательством о контрактной системе.

В отношении закупочной комиссии по Закону № 223-ФЗ такой нормативной правовой базы нет, поэтому Заказчики вынуждены самостоятельно разрабатывать порядок работы закупочной комиссии.

Решение о создании закупочной комиссии, определение ее целей и задач, персонального состава, прав, обязанностей и ответственности членов комиссии, порядка работы комиссии и иных вопросов деятельности комиссии осуществляется до размещения на официальном сайте извещения о закупке и документации о закупке или до направления приглашений принять участие в закрытых закупках и оформляется распорядительным документом Заказчика. Руководители и специалисты госкорпораций, унитарных предприятий, автономных, бюджетных учреждений, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности; их дочерних структур и иных организаций, обязанных осуществлять закупки по закону № 223-ФЗ; работники специализированных организаций; специалисты тендерных отделов и отделов продаж компаний-поставщиков (подрядчиков), субъекты малого и среднего предпринимательства, индивидуальные предприниматели.

При осуществлении Заказчиком прямой закупки (у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя) заключение договора с поставщиком, подрядчиком, исполнителем является одновременно решением о проведении закупки и не требует принятия дополнительного распорядительного документа.

Согласно ч. 2 ст.

2 ФЗ-223 положение о закупке выступает документом, регламентирующим закупки заказчика, и в котором должны содержаться требования к закупке, порядок подготовки и проведения закупочных процедур и условия их применения.


Юридическое лицо, зарегистрированное в установленном законом порядке на территории Российской Федерации, которое владеет электронной площадкой и необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами.

Закупочная комиссия создается в целях закупки товаров, работ, услуг для нужд __________________________ в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.

2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и реализации иных полномочий, установленных действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст.

2 ФЗ-223, при закупках товаров и услуг заказчики должны руководствоваться не только данным законом, но и другими нормативно-правовыми актами: Конституцией, Гражданским кодексом и иными федеральными законами.

В зависимости от выбранного Заказчиком подхода к полномочиям комиссии может быть отнесено как полное проведение закупки, включая принятие решения о закупке, утверждение документации, внесение изменений, отмена закупки, принятие решений и оформление протоколов и т.д.

, так и закрепление за комиссией той части функций, которые требуют распределения ответственности и консолидации знаний и умений различных специалистов Заказчика (юристы, инженеры, снабженцы), а именно принятие решений о допуске или отказе в допуске к участию в закупке и определение победителя.

Заказчиком публикуется план закупок, который позволяет поставщику заранее планировать свою деятельность. После того как опубликовано извещение о закупке либо заказчиком отправлено приглашение к участию, поставщиком подается заявка. Победитель определяется заказчиком.

После исполнения всех обязательств и перечисления заказчиком денежных средств поставщику закупка считается завершенной.

Источник: http://lux174.ru/bankovskoe-pravo/8470-obshhie-trebovaniya-k-sozdaniyu-i-funkcionirovaniyu-specialnoy-komissii-po-zakupkam-po-223-fz.html

Эксперт права
Добавить комментарий