Контрактная служба как ответственное подразделение в системе осуществления государственных и муниципальных закупок

Контрактная служба по 44 ФЗ о госзакупках

Контрактная служба как ответственное подразделение в системе осуществления государственных и муниципальных закупок

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» N 44 ФЗ был принят в 2013 году.

Несмотря на то, что закону в этом году исполняется уже 5 лет, он продолжает оставаться одним из самых актуальных и востребованных. На нашем сайте вы можете найти целый раздел, посвященный как закону ФЗ 44 в целом, так и отдельным его положениям.

Всего закон содержит 114 статей, поэтому информации для изучения много.

Порядок создания контрактной службы по 44 ФЗ

Для начала необходимо разобраться в понятии контрактной службы по ФЗ 44. Контрактная служба — это группа специалистов, которая отвечает за реализацию всего цикла госзакупок. Порядок ее создания прописан в статье 38 главы 3 об осуществлении закупок закона ФЗ 44.

Вам будет интересно; ФЗ 220 в последней редакции по ссылке:

Если за год объем госзакупок согласно графику составил более 100 млн рублей, заказчик обязан создать контрактную службу. Выделять ее в качестве отдельного структурного подразделения организации закон не обязывает (ч. 1 ст. 38 ФЗ 44).

Последние изменения в законе о службе по контракту в России читайте тут:

Если же итоговый годовой объем госзакупок не превысил указанной суммы, заказчик вправе самостоятельно решать — создать контрактную службу или назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупок и исполнение контракта, т. е. контрактного управляющего (ч. 2 ст. 38 ФЗ 44).

ФЗ 44 статья 66 в последней редакции.

Требования к контрактной службе согласно закону

Контрактный управляющий и абсолютно все работники контрактной службы, вне зависимости от выполняемых ими функций, должны иметь высшее образование. Сотрудник, не имеющий высшего образования, для получения допуска к госзакупкам должен получить дополнительное профильное образование (ч. 6 ст. 38 ФЗ 44). Речь идет о специальных курсах повышения квалификации.

К числу принципов деятельности контрактной службы относят:

  • Привлечение высококвалифицированных кадров со специальными знаниями и опытом в области госзакупок;
  • Свободный доступ к сведениям о совершенных действиях и достигнутых результатах;
  • Подписание контрактов на выгодных условиях, обеспечивающих эффективность;
  • Соблюдение законодательства;
  • Личная ответственность.

В своей деятельности контрактная служба обязана руководствоваться нормативно-правовым законодательством России: Конституцией РФ, непосредственно законом 44-ФЗ, гражданским и бюджетным законодательством, иными актами (постановлениями правительства, приказами министерства и пр.) и регламентом самого заказчика.

ФЗ 161 в последней редакции. подробности здесь:

Состав

Как уже было сказано, обслуживать закупки поставщика, итоговый годовой объем госзакупок которого не превышает ста миллионов рублей, может одно должностное лицо — контрактный управляющий.

Если же сумма, приходящаяся на госзакупки, выше — заказчик обязан организовать контрактную службу. Структура и численность ее работников определяется самим заказчиком, однако минимальный состав ограничен двумя сотрудниками. Данное условие продиктовано типовым положением.

Контрактная служба может быть создана в качестве специального отдела, так и путем утверждения постоянного состава работников, выполняющих соответствующие функции. Вне зависимости от способа формирования контрактной службы, ее должен возглавлять руководитель, который определяет служебные обязанности и личную ответственность каждого из своих подчиненных.

Регламент, устанавливающий правила организации деятельности контрактной службы заказчика при планировании и проведении закупок товаров, работ и услуг, должен основываться на типовом положении, разработанном Министерством экономического развития России — федеральным органом исполнительной власти, регулирующим контрактную систему в сфере закупок (ч. 3 ст. 38 ФЗ 44). 

Данный документ в значительной степени дублирует суть и содержание статьи 38 ФЗ-44. В регламенте деятельности службы содержатся дополнительно следующие сведения:

  • Общие положения: цели и условия создания, законодательная база, принципы функционирования, структура, численность и обязанности сотрудников;
  • Полномочия при осуществлении обязанностей и функций;
  • Ответственность работников службы.

Предлагаем скачать типовой регламент контрактной службы (Приказ Минэкономразвития от 29.10.2013) для ознакомления с положениями о функциях и полномочиях сотрудников.

Обязанности контрактной службы

Согласно ч. 4 ст. 38, перечень полномочий контрактной службы (также управляющего) включает:

  • Разработку плана закупок (в том числе плана-графика), подготовку изменений, вносимых далее в план, публикацию плана в единой информационной системе (сокращенно ЕИС) — т. е. на официальном сайте госзакупок;
  • Подготовку и публикацию в ЕИС извещений о проведении закупок, закупочной документации, проектов контрактов, подготовку и отправку приглашений потенциальным участникам закрытого конкурса;
  • Обеспечение проведения закупок и заключения контрактов;
  • Участие в рассмотрении заявлений об обжаловании итогов процедуры определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков), подготовку материалов, необходимых юридической службе организации для проведения претензионно-исковой работы (включает анализ ситуации, разработку позиции, подготовку необходимых претензий и исков и др.);
  • Организацию консультации с поставщиками (если такая необходимость возникает на этапе планирования), участие в таких консультациях для обсуждения технологий и решений, которые будут применены исполнителем;
  • Иные полномочия (подробно прописаны в части 11 типового регламента).

Помимо указанных в статье 38 ФЗ 44, регламент прописывает следующие обязанности работников службы:

  • Обоснование госзакупки и начальной цены контракта;
  • Обязательное публичное обсуждение;
  • Обеспечение деятельности комиссии по осуществлению закупок;
  • Привлечение экспертов, экспертных организаций (подробнее в статье 94 ФЗ 44 на нашем сайте);
  • Рассмотрение банковских гарантий и организация уплаты средств по гарантии (читайте подробнее о статье 45 ФЗ 44 на нашем сайте);
  • Получение (приемка) и оплата доставленного товара, завершенной работы, оказанной услуги и отдельных этапов реализации контракта, содействие в создании приемочной комиссии;
  • Взаимодействие с поставщиком для внесения правок или расторжении контракта;
  • Включение сведений о недобросовестном поставщике в реестр;
  • Направление поставщику требований об уплате неустоек.

Полномочия работников службы при исполнении ими своих служебных обязанностей рассмотрены в разделе II типового положения.

Подробнее о статье №94 ФЗ-44 здесь:

Законом предусмотрена возможность централизации закупок путем создания специального органа или учреждения, задача которых состоит в определении поставщиков для заказчика (ч. 1 ст. 26 ФЗ 44).

Однако все остальные полномочия, осуществляемые в процессе проведения закупок, такие как обоснование закупок, определение условий (в том числе цены) и подписание контракта и др., должны осуществляться заказчиком и его контрактной службой.

 Последняя несет ответственность исключительно в рамках собственных полномочий (ч. 5 ст. 38 ФЗ 44).

Скачать ФЗ 44 с последними изменениями

Крупному государственному заказчику необходимо иметь команду специалистов, сопровождающую контракт на всех этапах. Создание контрактной службы делает процесс проведения госзакупок эффективным и надежным.

Предлагаем вам скачать Федеральный закон от 05.04.2013 N 44 ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в последней редакции.

Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных):

Источник: https://lawlinks.ru/kontraktnaya-sluzhba-po-44-fz/

Об утверждении типовых документов по созданию контрактной службы заказчиков воронежской области, назначении контрактного управляющего, приказ уркс во от 11 апреля 2014 года №73 о/н

Контрактная служба как ответственное подразделение в системе осуществления государственных и муниципальных закупок

В соответствии с частью 3 статьи 38 Федерального закона от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”, Приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 29.10.2013 N 631 “Об утверждении Типового положения (регламента) о контрактной службе” приказываю:

1. Утвердить типовые документы по созданию контрактной службы заказчика путем утверждения постоянного состава работников согласно приложению N 1.

2. Утвердить Типовое положение (регламент) о контрактной службе путем создания отдельного структурного подразделения согласно приложению N 2.

3. Утвердить типовые документы о контрактном управляющем согласно приложению N 3.

4. Рекомендовать заказчикам Воронежской области при разработке типовых документов по созданию контрактной службы, назначении контрактного управляющего использовать прилагаемые типовые формы документов.

5. Контроль за исполнением настоящего приказа оставляю за собой.

Временно исполняющий обязанностируководителя управления

В.Я.РЫЖИХ

Приложение N 1. На бланке

Приложение N 1

к приказу

управления по регулированию

контрактной системы в сфере закупок

Воронежской области

от 11.04.2014 N 73 о/н

ПРИКАЗ

____________ ___________

Воронеж

О создании контрактной службы

на основании статьи 38 федерального закона от 5 апреля 2013 года n 44-фз “о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” приказываю:

1. создать контрактную службу в целях обеспечения планирования и осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд с “дата” года.

2. назначить руководителем контрактной службы “наименование должности и ф.и.о.”

3. утвердить положение (регламент) о контрактной службе “наименование заказчика” (приложение n 1).

4. утвердить постоянный состав контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения (приложение n 2).

5. внести изменения в трудовые договоры сотрудников, вошедших в состав контрактной службы путем заключения дополнительных соглашений к трудовым договорам в связи с изменением (расширением) их трудовой функции, в срок до “дата” года.

ответственное лицо: ф.и.о.

6. уведомить сотрудников, вошедших в состав контрактной службы, о внесении соответствующих изменений в их должностные обязанности.

ответственное лицо: ф.и.о.

7. контроль за исполнением настоящего приказа возложить на и/или ________________________ оставляю за собой.

руководитель ф.и.о.

исп. —

приложение n 1. положение о контрактной службе

Приложение N 1к приказу”наименование заказчика”

от _____________ N _____

УТВЕРЖДАЮ

Руководитель

“наименование заказчика”

________________________

подпись

“___” __________ 20__ г.

наименование заказчика

I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение о контрактной службе (далее – Положение) устанавливает правила организации деятельности контрактной службы “наименование заказчика” (далее – Заказчик) при планировании и осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд.

Все, что не предусмотрено условиями настоящего Положения, определяется нормами законодательства Российской Федерации, актами уполномоченного органа Воронежской области по определению поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – уполномоченный орган), локальными нормативными актами Заказчика. В случае изменения законодательства Российской Федерации, принятия уполномоченным органом актов, отменяющих или изменяющих нормы, регулируемые настоящим Положением, или изменения локальных нормативных актов Заказчика настоящее Положение действует в части, им не противоречащей.

1.2. Контрактная служба создается в целях обеспечения планирования и осуществления Заказчиком закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд (далее – закупка).

1.3.

Контрактная служба в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, гражданским законодательством, бюджетным законодательством Российской Федерации, Федеральным законом от 5 апреля 2013 года N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон о контрактной системе), иными нормативными правовыми актами, настоящим Положением.

1.4. Контрактная служба создается без образования отдельного подразделения, которую возглавляет один из заместителей руководителя Заказчика.

Структура и численность контрактной службы определяется и утверждается руководителем Заказчика.

В состав контрактной службы входят должностные лица следующих структурных подразделений Заказчика (возможные варианты наименования отделов, сотрудники которых входят в контрактную службу):

экономический отдел;

бухгалтерия;

юридический отдел;

информационный отдел.

Распределение функций и должностных полномочий лиц, которые входят в состав контрактной службы, определяется настоящим Положением (приложение N 1 к настоящему Положению).

Взаимодействие контрактной службы с другими структурными подразделениями Заказчика определяется настоящим Положением (приложение N 2 к настоящему Положению).

Назначение на должность и освобождение от должности работника контрактной службы допускается только по решению руководителя Заказчика или лица, исполняющего его обязанности.

1.5.

Должностные лица контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (до 1 января 2017 года должностным лицом контрактной службы может быть лицо, имеющее профессиональное образование или дополнительное профессиональное образование в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд).

1.6. Должностными лицами контрактной службы не могут быть физические лица, лично заинтересованные в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

В случае возникновения у должностного лица контрактной службы обстоятельств, которые могут привести к личной заинтересованности в результатах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), такое лицо обязано проинформировать об этом руководителя Заказчика в письменной форме в целях исключения его из состава контрактной службы.

1.7. В случае выявления в составе контрактной службы лиц, указанных в пункте 1.6 настоящего Положения, руководитель Заказчика незамедлительно освобождает указанных должностных лиц от исполнения ими обязанностей и возлагает их на другое должностное лицо, соответствующее требованиям Закона о контрактной системе и настоящего Положения.

1.8. Основными принципами создания и функционирования деятельности контрактной службы при осуществлении закупки являются:

профессионализм – привлечение квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими и практическими знаниями и навыками в сфере закупок, в целях осуществления своей деятельности на профессиональной основе;

открытость и прозрачность – свободный и безвозмездный доступ к информации о совершаемых контрактной службой действиях, направленных на обеспечение государственных нужд, в том числе способах осуществления закупок и их результатах;

эффективность и результативность – заключение государственных контрактов на условиях, обеспечивающих наиболее эффективное достижение заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.

1.9. Функциональные обязанности контрактной службы:

Источник: http://docs.cntd.ru/document/412702308

Как создать контрактную службу для закупок по 44-ФЗ

Контрактная служба как ответственное подразделение в системе осуществления государственных и муниципальных закупок

Вы обязательно должны создать контрактную службу, если ваш СГОЗ превышает 100 млн руб. (ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).

Остальные заказчики определяют самостоятельно, нужна ли контрактная служба или достаточно назначить контрактного управляющего (ч. 2 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, Письмо Минэкономразвития России от 31.03.2017 N ОГ-Д28-4077).

Как организовать работу контрактной службы

В первую очередь необходимо выбрать форму создания службы — отдельным структурным подразделением либо без образования такого, затем подготовить положение о контрактной службе, которое определит ее функции. Закрепить принятые решения необходимо приказом.

Определите форму создания контрактной службы

Выделять контрактную службу в отдельное структурное подразделение необязательно. В зависимости от ваших штатных возможностей, объема и интенсивности закупок определите самостоятельно, нужно ли выделять контрактную службу в отдельное структурное подразделение или целесообразно наделить функциями контрактной службы действующий состав работников.

Создание контрактной службы без выделения отдельного подразделения — простой способ организации: сотрудники выполняют функции контрактной службы без отрыва от основной работы.

Минэкономразвития также указывает на возможность совмещения функций работника контрактной службы и иных должностных обязанностей (Письмо Минэкономразвития России от 30.12.2015 N Д28и-3860).

Такую службу может возглавить руководитель заказчика или один из его заместителей.

Контрактная служба в виде отдельного структурного подразделения, например отдела закупок, привлекательна тем, что сотрудникам не придется совмещать разные трудовые функции, что позволит более равномерно распределить нагрузку. В этом случае необходимо предусмотреть и отдельную должность для руководителя контрактной службы. Такие особенности организации контрактной службы установлены п. 9 Типового положения N 631.

Подготовьте положение о контрактной службе

Действовать контрактная служба должна в соответствии с основным документом — положением или регламентом, название определите самостоятельно. Это обязательный документ, без него контрактная служба не может функционировать. Разработайте его на основании Типового положения N 631 (ч. 3 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).

Положение о контрактной службе в форме обособленного отдела закупок подготовьте так же, как и для контрактной службы без выделения отдельного подразделения. Позже вы утвердите это положение приказом, в котором и установите необходимую вам форму создания службы.

Возьмите Типовое положение N 631 в качестве образца, однако обратите внимание, что некоторые из его норм не соответствуют актуальной редакции Закона N 44-ФЗ.

Например, Типовым положением предусмотрено полномочие контрактной службы проверять правомочность участников закупки, в то время как из Закона N 44-ФЗ требование о правомочности участников исключено (пп. «а» п. 8 ст. 1 Федерального закона от 04.06.

2014 N 140-ФЗ, пп. 2 («ж») п. 13 Типового положения N 631). В этом случае руководствуйтесь нормами Закона N 44-ФЗ.

В положении о контрактной службе закрепите порядок действий службы на всех этапах закупочной деятельности, а также установите условия взаимодействия службы с комиссией по осуществлению закупок, подразделениями заказчика, иными участвующими в процедурах лицами (например, специализированной организацией или независимыми экспертами).

Для эффективного распределения нагрузки установите в положении, могут ли работники вашей контрактной службы быть членами комиссии по осуществлению закупок.

Определите функциональные обязанности контрактной службы.

При планировании закупок контрактная служба:

Продолжение списка

  • организует и участвует в консультациях с поставщиками в целях определения состояния конкурентной среды на соответствующих рынках товаров, работ, услуг, определения наилучших технологий и других решений для обеспечения нужд заказчика.

При организации закупок контрактная служба:

  • разрабатывает и размещает в ЕИС извещение, документацию о закупках и проект контракта;
  • формирует и направляет приглашения принять участие в определении поставщиков закрытыми способами;
  • готовит обоснование НМЦК;
  • организует обязательное общественное обсуждение закупок;

Продолжение списка

  • обеспечивает деятельность комиссий по осуществлению закупок;
  • привлекает экспертов, экспертные организации.

При проведении закупок контрактная служба:

  • обеспечивает осуществление закупок, в том числе заключение контрактов;
  • рассматривает банковские гарантии;
  • участвует в рассмотрении дел об обжаловании результатов определения поставщиков.

При заключении, исполнении контракта контрактная служба:

  • организует заключение контракта;
  • организует приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
  • организует проведение экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

Продолжение списка

  • обеспечивает создание приемочной комиссии;
  • организует оплату поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта.

При изменении и расторжении контракта контрактная служба:

  • взаимодействует с поставщиком (подрядчиком, исполнителем);
  • организует включение в РНП информации о поставщике (подрядчике, исполнителе);
  • направляет требования об уплате неустоек (штрафов, пеней);
  • организует осуществление уплаты денежных сумм по банковской гарантии;
  • формирует материалы для претензионно-исковой работы.

Указанные функции установлены ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ и п. п. 11, 13 Типового положения N 631.

Издайте приказ о создании контрактной службы

Для того чтобы завершить процесс создания службы и утвердить положение о контрактной службе, издайте приказ.

Включите в него информацию о лице, которое назначаете руководителем, и в случае, если создаете службу без выделения подразделения, — список сотрудников, которые войдут в ее состав.

Укажите также срок подготовки руководителем документов, определяющих должностные обязанности и персональную ответственность сотрудников контрактной службы в соответствии с п. 10 Типового положения N 631.

Утвердите такой приказ не позднее начала финансового года, в котором ваш СГОЗ превысит 100 млн руб. Если такое превышение происходит в результате утверждения дополнительных объемов финансирования — не позднее даты доведения соответствующего решения. Это следует из ч. 1 ст. 38 Закона N 44-ФЗ.

Рекомендуем ознакомить с приказом задействованных лиц за два месяца до запланированной даты создания контрактной службы.

Кто должен входить в состав контрактной службы

Вне зависимости от формы создания контрактной службы в нее должен входить руководитель и работник. Количественный состав контрактной службы не может составлять менее двух работников (п. 7 Типового положения N 631).

Рекомендуем включить в состав минимум троих, это позволит избежать некоторых спорных ситуаций, связанных с принятием решений, а также сбалансировать процесс работы службы с учетом отпусков и больничных.

Иных обязательных требований к структуре контрактной службы законом не установлено.

В случае необходимости вы можете увеличить или уменьшить численность контрактной службы в зависимости от интенсивности ваших закупок.

Вы можете сформировать компетентный состав службы, опираясь на специфику наиболее часто закупаемых товаров, работ, услуг — например, привлекая профильных специалистов.

 Кто может быть руководителем контрактной службы

При формировании контрактной службы вам необходимо назначить руководителя, который эту службу возглавит.

Руководителем контрактной службы без образования структурного подразделения назначьте руководителя заказчика или одного из его заместителей. Если контрактная служба образована в виде отдельного структурного подразделения, то руководителя такого подразделения и назначьте руководителем контрактной службы (п. 9 Типового положения N 631).

Руководителю контрактной службы обязательно иметь высшее или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).

Особенности правового статуса руководителя контрактной службы установите в положении о контрактной службе, а закрепить максимально подробно должностные обязанности, полномочия и ответственность следует в должностной инструкции.

Кто может быть работником контрактной службы

Работники контрактной службы выбираются из числа сотрудников заказчика. На это указывает Минэкономразвития России в Письме от 16.11.2016 N Д28и-2993.

Все работники контрактной службы должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ).

Помимо требований к образованию рекомендуем учитывать также особые требования профессиональных стандартов — «Эксперт в сфере закупок» и «Специалист в сфере закупок». Применяйте их при формировании контрактной службы для эффективного распределения трудовых функций.

Источник: http://urist7.ru/gosudarstvennye-zakupki/kak-sozdat-kontraktnuyu-sluzhbu-dlya-zakupok-po-zakonu-n-44-fz.html

Контрактная служба как ответственное подразделение в системе осуществления государственных и муниципальных закупок

Контрактная служба как ответственное подразделение в системе осуществления государственных и муниципальных закупок

Контрактная служба, создаваемая с целью исполнения Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», имеет в своей основе целый ряд положений различных нормативных актов, регулирующих сферу закупочных правоотношений.

Нормативная основа

Так, основные общие вопросы функционирования контрактной службы находятся в ведении положений статьи 38 указанного Федерального закона за номером 44-ФЗ.

В частности, данная статья говорит о том, в каких случаях должна создаваться контрактная служба, а также по каким направлениям закупочной деятельности должна функционировать данная служба, в том числе что входит в перечень ее основных прав и обязанностей.

При создании контрактной службы необходимо утвердить положение о данном подразделении. Это необходимо для того, чтобы отразить информацию о правилах и порядке функционирования контрактной службы определенного заказчика.

Для того чтобы сделать положение максимально соответствующим действующим нормам законодательства в сфере закупок, можно воспользоваться Типовым положением о контрактной службе, которое было разработано и утверждено Приказом Минэкономразвития №631, принятым 29 октября 2013 года.

Кроме того, в части своей работы контрактная служба руководствуется непосредственно положениями Федерального закона №44-ФЗ «О контрактной службе», а также нормами Гражданского Кодекса в той их части, в которой они могут осуществлять регулирование процедуры государственных и муниципальных закупок.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Понятие контрактной службы по 44-ФЗ

Контрактная служба – это подразделение внутри организации, являющейся государственным или муниципальным заказчиком, целью функционирования которого является осуществление различных видов закупок, направленных на удовлетворение нужд такого заказчика, а также на его полноценное функционирование.

В соответствии с положениями статьи 38 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» заказчик в зависимости от его уровня совокупного годового объема закупок принимает решение о введении должности контрактного управляющего (либо возложении соответствующих обязанностей на сотрудников разных подразделений в пределах их полномочий) либо о создании самостоятельного подразделения, которое будет называться контрактной службой или отделом организации закупок.

Принятие решения о создании контрактной службы заказчиком должно быть осуществлено в том случае, если совокупный годовой объем закупок, просчитанный на основании плана-графика, превышает сто миллионов рублей.

В соответствии с частью 1 статьи 38 указанного федерального закона на сегодняшний день заказчик может не создавать контрактную службу в виде специального подразделения, объединив в рамках данного отдела сотрудников различных отделов, которые в силу своего образования или имеющихся у него должностных обязанностей могут осуществлять взаимосвязанную деятельность в части проведения различных закупочных мероприятий.

Процедура создания

Контрактная служба в рамках государственного или муниципального заказчика создается на основании специально издаваемого приказа. Таким же образом вводится и должность контрактного управляющего.

Однако следует помнить о том, что для полноценной работы последнего потребуется ввести соответствующую должность в штатное расписание, так как, в противном случае, будет происходить наложение дополнительных обязанностей на тех сотрудников, которые выполняют работу по осуществлению закупок.

Сложившаяся практика в сфере госзакупок говорит о том, что в настоящее время количество выполняемой работы при реализации закупочных мероприятий очень велико, что негативным образом сказывается на приеме на работу в контрактную службу или на должность контрактного управляющего совместителей, так как в этом случае будет явное нарушение действующего трудового законодательства.

Вне зависимости от того, идет ли речь о создании самой контрактной службы или о введении должности контрактного управляющего, действия государственного заказчика должны выглядеть следующим образом:

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.
  • издание приказа о введении должности контрактного управляющего или отдела организации закупок. На этом этапе заказчик на основании своего совокупного годового объема закупок принимает решение о необходимости введения отдельных должностей или создания специального отдела;
  • внесение изменений в существующее штатное расписание с его обоснованием. В качестве такого обоснования следует рассматривать, в первую очередь, необходимость соблюдения действующего законодательства в сфере закупок;
  • следующим этапом становится издание положения об отделе закупок (в случае если речь идет о самостоятельных должностных лицах, потребуется утверждение их должностных инструкций).

Приказ о создании

Данный приказ является тем нормативным актом, который ложится в основу работы создаваемого подразделения. Данный приказ может быть подписан только руководителем организации, так как происходит создание нового подразделения.

В рамках такого приказа потребуется отразить следующую информацию:

  • дата создания контрактной службы;
  • перечень ее сотрудников, а также сотрудников, которые входят в данное подразделение (так как сотрудники могут изменяться, то их перечень может быть утвержден в виде самостоятельного приложения, которое при необходимости может быть изменено). Руководитель отдела организации закупок указывается в самом теле приказа как то должностное лицо, на которое возлагаются обязанности по первичной организации работы создаваемого подразделения, а также по контролю за его работой, проводимому на первом уровне;
  • в рамках приложения к приказу также может быть утверждено и положение о создаваемом подразделении, в котором будет перечислен ряд вопросов, отражающих функционирование этого подразделения (права и обязанности сотрудников, цели создания, круг решаемых вопросов). Положение об отделе организации закупок должно быть разработано в соответствии с существующим Типовым положением, подготовленным Минфином РФ еще в 2013 году.

Кроме того, потребуется также и указать, когда приказ вступает в силу (либо конкретной датой, либо указанием на дату подписания).

Численность и состав

В соответствии с Типовым положением о контрактной службе ее состав не может быть менее двух человек. Конкретную численность заказчик обязан определить самостоятельно исходя из того, каков его годовой объем закупок, а также какой объем работы предстоит выполнять всем сотрудникам.

Все сотрудники контрактной службы должны быть должностными лицами государственного или муниципального заказчика, с которыми официальным образом оформлены трудовые правоотношения.

Если в состав данного подразделения входят должностные лица, у которых расширен круг их полномочий и должностных обязанностей, потребуется заключить специальное дополнительное соглашение к трудовому договору, в котором будет отражена информация о том, каким образом происходит расширение обязанностей сотрудника, а также какие материальные надбавки за это ему будут положены.

Контрактная служба состоит:

  • из руководителя. Если данное подразделение не выделяется в качестве самостоятельного, то возглавить его может только руководитель организации-заказчика либо один из его заместителей. Если отдел организации закупок выводится в качестве самостоятельного подразделения, то вводится должность руководителя такого подразделения;
  • из его заместителей или старших сотрудников. На этих сотрудников возлагается обязанность по координации работы контрактной службы в период отсутствия непосредственного руководителя. Если руководитель на месте, то данные сотрудники занимаются выполнением своих непосредственных должностных обязанностей;
  • из сотрудников отдела организации закупок. Они занимаются непосредственной деятельностью по обеспечению интересов заказчика при проведении различного рода закупочных мероприятий.

Требования к образованию сотрудников

В соответствии с положениями статьи 38 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» все сотрудники отдела организации закупок или лица, которые занимают должности контрактных управляющих, даже если речь идет о наделении таких лиц дополнительными должностными обязанностями, должны пройти либо специальные курсы профессиональной переподготовки, либо иметь средне-специальное или высшее образование по профилю функционирования Федерального закона №44-ФЗ. В противном случае, их деятельность на указанных должностях будет являться неправомерной. Если заказчик назначил лиц, которые не имеют такого специального образования, то он обязан осуществить их профессиональную подготовку или переподготовку по профилю функционирования указанного нормативного акта с получением соответствующего документа об образовании.

Должностная инструкция: основные функции подразделения

Должностная инструкция отдела организации закупок – это Положение о его работе, которое отражает все основные нюансы, необходимые к разрешению указанным подразделением. Именно в данном документе формируется перечень тех вопросов, решение которых становится главной целью функционирования такого подразделения.

В рамках положения фиксируются основные обязанности сотрудников данного подразделения, а также дается указание на то, какие меры ответственности могут быть применены к таким сотрудникам.

К числу основных функций подразделения относятся:

  • определение тех потребностей заказчика, которые должны быть отражены в плане-графике проводимых закупок;
  • составление указанного плана-графика и его корректировка в зависимости от изменения потребностей;
  • выбор конкретного типа закупочных мероприятий при проведении необходимых закупок, а также проверка представленного обоснования начальной максимальной цены контракта;
  • организация работы закупочных комиссий, в том числе в части организации технического обеспечения их функционирования;
  • обеспечение сохранности всех поданных заявок до момента их вскрытия, а после такового – до момента подписания протоколов с итогами проведенной закупки;
  • организация отчетной работы по проведенным закупкам, исполненным контрактам, неисполнению заключенных контрактов и договоров и внесению таких исполнителей в реестр недобросовестных поставщиков;
  • консультации с потенциальными исполнителями по контрактам до момента заключения таковых посредством использования специальных сервисов обработки обращений в рамках функционирования Единой информационной системы и электронных торговых площадок;
  • проверки предоставленного обеспечения исполнения контрактов в виде залогов денежных средств (в части перечисления таковых на указанные счета заказчика) и в виде банковских гарантий (в части правомерности предоставления таких гарантий, в том числе при проверке кредитного учреждения, выдавшего такую гарантию).

Указанные функции не являются исчерпывающими, так как их перечень очень широк и основывается на Федеральном законе №44-ФЗ и принятых в его исполнение иных нормативных актов.

Ответственность контрактной службы

Говоря об ответственности, которая возлагается на контрактную службу, следует понимать, что речь идет, в первую очередь, о мерах ответственности, которые назначаются в адрес тех должностных лиц, допустивших какие-либо нарушения действующего законодательства в сфере закупок.

Все санкции, которые могут быть применены к должностным лицам, делятся на три типа:

  • дисциплинарные (выносятся на основании положений трудового законодательства Российской Федерации и действующего в организации коллективного трудового договора). Решение о назначении таковых санкций принимаются работодателем по итогам проведенных специальных внутренних проверок своих сотрудников по выявленным фактам нарушений законодательства в сфере закупок;
  • административные (назначаются на основании положений соответствующих статей Кодекса об административных правонарушениях). Вынесение решения о применении таких мер ответственности к должностным лицам, нарушившим положения действующего законодательства, лежит только на специально уполномоченных контролирующих органах;
  • уголовные, которые назначаются только в том случае, если государству был причинен существенный ущерб. Назначение санкций данного типа возможно только в отношении физических лиц, если была доказана умышленность их действий с целью получения собственной выгоды. Вынести решение о том, какие именно меры уголовного воздействия применить к лицам, существенным образом нарушившим закон, может только суд после тщательного изучения всех представленных ему материалов по конкретному делу.

Одновременно могут быть применены и дисциплинарные, и административные или уголовные меры воздействия. Однако в каждом конкретном случае вопрос о применении тех или иных санкций рассматривается отдельно.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/kontraktnaa-sluzba-2.html

Эксперт права
Добавить комментарий