Какие требования предъявляются к участникам закупок по Федеральному закону 223-ФЗ?

Кто такой участник закупок по 223-ФЗ? | Контур.Закупки

Какие требования предъявляются к участникам закупок по Федеральному закону 223-ФЗ?

Какие лица могут принимать участие в корпоративных закупках в качестве исполнителей? Что значит быть участником закупок и почему важно иметь этот статус? В статье рассмотрим эти и другие актуальные вопросы об участии в закупках по 223-ФЗ.

Кто может участвовать в закупках

По большому счету, участником закупок может стать практически любое лицо – организация, ИП, физлицо. Что касается компаний, то их организационно-правовая форма, местонахождение и происхождение капитала никакого значения не имеют.

Более того, на стороне одного участника могут выступать несколько лиц. В таком случае они обычно объединяются на основании договора о совместной деятельности (простого товарищества).

Хотя закон никаких особых форм такого участия не предусматривает, а значит, они могут быть иными.

Помимо упомянутых лиц и их объединений, Минфин признает правомерным, когда от имени одного участника выступают аффилированные с ним лица.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

На стороне одного участника закупки по 223-ФЗ может выступать несколько организаций, ведущих совместную деятельность

Кому доступ в закупки закрыт

А вот круг лиц, которые не могут принимать участия в закупках, оговорен в законодательстве довольно четко. Это организаторы торгов, заказчики, а также их работники.

Кроме того, весьма вероятно, что вскоре принимать участие в закупках не смогут и родственники лиц из руководства заказчика и членов комиссии по закупкам.

Соответствующий законопроект размещен на портале правовых актов и проходит стадию антикоррупционной экспертизы.

Кто считается участником

Закон 223-ФЗ не разъясняет термин «участник закупки» и критериев отнесения лица к таковым. Однако заказчики должны сделать это в своих Положениях о закупке. Это необходимо для того, чтобы было понятно, какие лица имеют права участников, а какие — нет.

Упомянутые права, например, включают обжалование действий заказчика или его бездействия во внесудебном порядке или в суде. Кроме того, Положение о закупке заказчика может предоставлять участникам и иные права, в том числе в части обжалования.

Получать прибыль от закупок госкомпаний можно не только напрямую участвуя в закупка. Рекомендуем прочитать статью: Не участвуете в закупках? Станьте субподрядчиком!

Но поскольку четкого определения участника закупочное законодательство не содержит, то на практике порой случаются злоупотребления. В частности, жалобы подаются лицами, которые все равно не смогли бы стать исполнителями в силу отсутствия у них возможности поставить (осуществить/выполнить) объект закупки.

Каким требованиям должны соответствовать участники

В данном контексте имеются в виду общие требования к лицу, которое может быть признано участником закупки, а не к потенциальному исполнителю конкретного договора. Примером таких требований может быть:

  • регистрация в качестве организации или ИП, то есть наличие лица в соответствующем реестре;
  • отсутствие задолженности перед бюджетом;
  • отсутствие в отношении лица процедур банкротства, конкурсного производства, ликвидации, приостановки деятельности.
  • наличие всех необходимых разрешений, свидетельств, лицензий и так далее;
  • финансовая устойчивость и платежеспособность лица, которая следует из показателей его финансово-хозяйственной деятельности;
  • отсутствие субъекта в РНП (право установить такое требование заказчику дает пункт 7 статьи 3 закона).

Этот список неполный, ведь всего заранее не предусмотришь. Конкретные требования к участникам той или иной закупки необходимо прописывать в ее документации. А в Положении следует указать, что список приведенных в нем требований является открытым и может быть уточнен по каждой конкретной процедуре.

Например, в Положении участник указывает, что документация закупки может включать требования:

  • к репутации исполнителя;
  • к наличию у него опыта;
  • его соответствия другим требованиям, которые могут иметь значение для исполнения договора.

Также стоит указать в Положении, что документация может содержать иные требования к участникам, которые обусловлены спецификой закупки. При этом они должны соответствовать принципам корпоративных закупок, изложенным в статье 3 закона.

Принципы осуществления закупок по 223-ФЗ, связанные с отбором участников

В части допуска к закупкам по закону 223-ФЗ должны исполняться следующие принципы:

  1. Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции.
  2. Недопустимость установки неизмеряемых требований к участникам.

Реализация первого принципа достигается тем, что к участию допускаются практически любые лица. Кроме того, во исполнение этого принципа закон 223-ФЗ запрещает заказчикам устанавливать к участникам требований, не прописанные в документации закупки. Также в законе закреплено, что требования должны применяться в равной степени ко всем участникам. Однако здесь есть исключения:

  • национальный режим, то есть приоритет товаров российского происхождения;
  • преференции для субъектов малого и среднего бизнеса.

Пример того, какие требования считаются ограничивающими конкуренцию и недопустимыми в закупках по 223-ФЗ, приведен в этом материале.

Цель запрета на установку неизмеряемых требований в том, чтобы участник еще до подачи заявки мог оценить свои силы и понять, удовлетворяет ли он установленным критериям. В связи с этим заказчик не может требовать того, что нельзя измерить.

Например, наличие «необходимого количества» кадровых ресурсов является недопустимым требованием. Ведь непонятно, что конкретный заказчик подразумевает под необходимым количеством, а четких критериев этого понятия не существует.

Участник может посчитать, что обладает нужным количеством работников, а заказчик будет иного мнения и отклонит заявку.

Иными словами, все требования в документации должны быть четкими и измеряемыми. В примере с необходимым количеством сотрудников корректно было бы указать, например, что у заказчика должно быть как минимум 10 работников, прошедших профессиональную подготовку в определенной сфере и имеющих указанную квалификацию, подтвержденную сертификатом либо иным документом.

Запись вебинара для начинающих поставщиков по 223-ФЗ:

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/kto-takoj-uchastnik-zakupok-po-223-fz/

Осуществление закупок в соответствии с Федеральным законом № 223

Какие требования предъявляются к участникам закупок по Федеральному закону 223-ФЗ?

Положения Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – ФЗ № 223) распространяются на определенные виды юридических лиц. Их перечень установлен в ст. 1 закона и является исчерпывающим.

Данный закон не применяется при осуществлении определённых видов деятельности, установленных в ч. 4 ст. 1 ФЗ № 223, к примеру, при купле-продаже ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов; закупки товаров, выполнении работ, оказании услуг в соответствии с ФЗ № 44 и т.д.

ФЗ № 223 практически не регламентирует конкретные способы осуществления закупок, устанавливая лишь требования к размещению информации. Обязательными для включения в положение о закупке являются конкурс и аукцион, однако, это не значит, что их обязательно проводить.

Заказчики самостоятельно могут определить порядок проведения процедур закупок, выбрать способ закупки, порядок заключения и исполнения договоров и иные положения.

На практике такая правовая неопределённость создает многочисленные проблемы на этапе проверки закупки уполномоченными органами.

Сейчас на рассмотрении в Государственной Думе во втором чтении находится проект федерального закона о внесении изменений в ФЗ № 223. Целью этого проекта, как раз и является, конкретизация возможных способов осуществления закупок.

Согласно проекту заказчики смогут выбрать определенные конкурентные способы закупки, а также иные способы закупки.

Иные способы можно будет применять только при закупках, начальная (максимальная) цена которых превышает определенный Правительством РФ предел.

По сути, рамочные положения ФЗ № 223 позволяют заказчикам выбирать и устанавливать любой способ закупки, иногда маскируя с помощью различных формулировок закупку у единственного поставщика. Помимо этого заказчики уклоняются от соблюдения требований ГК РФ, касающихся проведения аукционов и конкурсов.

Всего за период действия ФЗ № 223 ФАС приняла к рассмотрению 10,8 тыс. жалоб и 1,3 тыс. оставила без рассмотрения из-за отсутствия оснований, установленных данным законом. Самое большое количество жалоб связано с предъявлением к участникам требований о представлении документов, не указанных в документации о закупке.

На данный момент основным отличием ФЗ № 223 от ФЗ № 44 является, во-первых, то, что заказчик вправе самостоятельно установить процедуру закупки, сроки проведения, т.е.

одна и та же процедура закупки у разных заказчиков может быть описана абсолютно по-разному.

Помимо этого на электронной площадке согласно ФЗ № 223 могут проводиться любые процедуры закупок, когда как ФЗ № 44 позволяет проводить лишь аукцион.

Основные принципы закупок

Отличительной особенностью ФЗ № 223 является то, что он содержит в себе определенные принципы, которыми должны руководствоваться все участники закупок:

  1. Информационная открытость означает, что закупка должна быть открытой, для того, чтобы каждый желающий мог ее посмотреть, проверить, кто и на каких основаниях осуществляет закупку.
  2. Участником закупки может быть любое юридическое лицо, физическое лицо, индивидуальный предприниматель. То есть данный закон не ограничивает участников в допуске к закупкам.
  3. Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств дает участникам. Данный принцип направлен, в том числе на стимулирование заказчика к сокращению своих издержек.
  4. Последний принцип – равноправие, справедливость и отсутствие дискриминации по отношению к участникам закупки.

Документы, необходимые для осуществления закупок

Заказчик обязан разработать и опубликовать в единой информационной системе и на своем сайте  следующие документы: положение о закупках; план закупок; извещение о закупке; документацию о закупке, в которую входят требования , форме оформлению, составу заявки для участия; условия поставки товара; сведения о начальной цене договора; техническое задание и пр.

 Существует также реестр договоров, заключенных заказчиками, который будет полезен для ознакомления с деятельностью заказчика потенциальным участникам закупки.

Если говорить о положении о закупках, то в данном документе указывается следующее: термины, определения, общие положения; требования к информационному обеспечению закупок; требования к участникам процедур закупки и предоставляемой ими документации; требования к закупке, способы и формы процедур закупки; порядок заключения и исполнения договоров и др. Порядок утверждения положения о закупке зависит от организационно-правовой формы заказчика.

Электронные закупки по ФЗ № 223

Перечень товаров, работ, услуг, которые заказчики в соответствии с ФЗ № 223 обязаны закупать в электронной форме является исчерпывающим и утвержден постановлением Правительства РФ от 21.06.2012 № 616. Однако данный перечень также содержит исключения, согласно которым закупку можно проводить и не в электронной форме.

Само понятие электронной формы закупки законодательно не закреплено, как и нет точного описания проведения такой процедуры в соответствии с ФЗ № 223.

Сейчас, как уже было сказано выше, готовятся существенные поправки в закон, призванные, в том числе урегулировать процесс проведения электронных закупок.

Предлагается установить следующее понятие закупки в электронной форме – закупка, проведение которой обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в порядке, установленном положением о закупке, правилами, действующими на электронной площадке, и соглашением, заключенным между заказчиком и оператором электронной площадки.

С 1 января 2017 года у заказчиков появится обязанность совершить определенный объем закупочных процедур в электронной форме. Кроме этого все правила проведения электронной закупки будут приближены к правилам, уже установленным ФЗ № 44.

Меры административной ответственности за нарушение законодательства о закупках в соответствии с ФЗ № 223

Кодексом административной ответственности предусмотрена отдельная статья 7.32.3за нарушение порядка осуществления закупок отдельными видами юридических лиц.

Самая строгая ответственность установлена в виде штрафа в размере от 300 до 500 тыс. руб. для юридических лиц за невыполнение в срок законного решения или предписания ФАС или УФАС. Рассмотрение дел об административных правонарушениях возложено именно на эту службу.

Одними из самых распространенных нарушений в сфере проведения закупок являются: отсутствие утвержденного акта, регламентирующего правила закупки; несоблюдение требований для плана закупок; осуществление закупок по ФЗ № 223, когда как закупка должна проводиться согласно ФЗ № 44; несоблюдение сроков размещения информации в единой информационной системе и др.

Таким образом, разрабатываются существенные поправки в ФЗ № 223. Будущие изменения уже сейчас необходимо учитывать для планирования закупочной деятельности.

Стоит обратить внимание на большое количество нарушений, за которые административным кодексом предусмотрена ответственность в виде штрафов разного размера.

Во избежание возможных трудностей и проблем с применением данного закона следует своевременно обращаться за помощью к профессиональным юристам.

Статья подготовлена   17.11.2016 

Мария Никитина, младший юрист Юридической фирмы «BRACE»

Источник: https://brace-lf.com/informaciya/kontraktnoe-pravo/926-osushchestvlenie-zakupok-v-sootvetstvii-s-federalnym-zakonom-223

Требования к участникам закупки согласно 44 ФЗ и 223 ФЗ

Какие требования предъявляются к участникам закупок по Федеральному закону 223-ФЗ?

Для участия в закупках необходимо соответствовать требованиям, которые установлены Законом о контрактной системе и иными актами. Разберемся в этом вопросе подробнее.

I. Требования к участникам закупки по 44-ФЗ

Условия, которым должны соответствовать те, кто хочет принять участие в тендере, установлены статьей 31 Закона о контрактной системе. Их принято подразделять на единые и дополнительные.

Единым требованиям должен соответствовать любой участник закупки. Вот список обязательных условий:

  1. соответствует требованиям закона к поставщикам товара, исполнителям работ и услуг (для подтверждения к заявке прилагаются, например, копии лицензий, свидетельств СРО или сертификатов соответствия); не проводится процедура ликвидации, а также не приостановлена его деятельность (подтверждается декларацией о соответствии);
  2. отсутствует недоимка по обязательным платежам в бюджеты РФ в размере более чем 25% от балансовой стоимости активов участника (также подтверждается декларированием);
  3. отсутствует судимость за преступления в сфере экономики и уголовные наказания за нарушения закона, которые непосредственно связаны с закупочной деятельностью (это условие относится к руководителям компании, а также к главному бухгалтеру, и подтверждается декларированием);
  4. лицо, принимающие участие в торгах не является офшорной организацией (в качестве подтверждения предоставляется выписка из ЕГРЮЛ);
  5. между заказчиком и участником процедуры отсутствует конфликт интересов (подтверждается декларацией); лицо, принимающее участие в торгах, обладает исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности (необходимо в случае, если в ходе исполнения контракта заказчик приобретает права на такие результаты);
  6. лицо, принимающее участие в тендере — юридическое лицо, которое в течение двух лет до момента до момента участия в закупке не привлекалось к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 19.28 КоАП РФ — незаконное вознаграждение от имени юридического лица.

Если же говорить о дополнительных условиях к участникам тендера, то стоит отметить, что Правительство РФ вправе устанавливать их в зависимости от вида закупаемых товаров, работ и услуг. Так, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 05.04.2015 № 99 к таковым относятся:

  1. опыт, недвижимое имущества, определенное оборудование и технические средства (к примеру, для выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия);
  2. опыт исполнения аналогичного контракта за последние три года (относится к строительным работам);
  3. опыт, а также владение речными или морскими транспортными средствами (для оказания транспортных услуг в сфере воинских морских и речных перевозок).

Помимо указанных условий, заказчик вправе предусмотреть условие об отсутствии информации в РНП (реестр, содержащий сведения о поставщиках,которые некачественно исполнили или вовсе не исполнили положения контракта).

Что касается условию предоставить различного рода свидетельства СРО, лицензии, то напомним, что в состав единых требований включено условие о соответствии поставщика всем условиям, которые указаны в документации к закупке.

При этом, например, из норм, которые регулируют порядок проведения запроса котировок, следует, что заказчик не вправе требовать подобные документы. В такой ситуации проверка соответствия участника возлагается на заказчика. Однако существует и другая точка зрения относительно выдвинутых требований при осуществлении запроса котировок.

Так арбитражные суды отмечают, что требование заказчика предоставлять свидетельства или лицензии правомерны, так как они установлены на основании п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ 44.

Если вы соответствуете всем пунктам из списка, вы можете вступить в ассоциацию участников и помочь другим участникам в защите их прав и интересов.

Ассоциация Участников Закупок (АУЗ) — это созданное на добровольных началах некоммерческое объединение индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с целью осуществления общественной деятельности.

Основу этой деятельности составляют представление и защита интересов членов АУЗ, преимущественно в сфере закупок.

II. Требования к участникам закупки по 223-ФЗ

Закон № 223-ФЗ закрепляет лишь общие положения и принципы о торгах, которые проводят организациии. Более детальную информацию о сроках, способах и требованиях можно почерпнуть из Положения о закупке, которое утверждается заказчиком и является основным документом при проведении торгов. Данное Положение обязательно публикуется в ЕИС.

Несмотря на то, что Законом № 223 четко не определены требования к лицам, которые желают принять участие в торгах, закон обязывает заказчиков устанавливать их в указанном Положении, а также в документации тендера. При этом одно из основополагающих положений — не допускается ограничение допуска к участию в тендере путем установления неизмеряемых требований к исполнителям.

Помимо этого применяются и единые требования, которые описаны выше.

Для примера рассмотрим условия, которые ставятся перед теми, кто желает принять участие в торгах, на примере одного из дошкольных образовательных учреждений.

Согласно Положению этого заказчика, чтобы принять участие в торгах, поставщик должен соответствовать обоснованным пожеланиям заказчика: опыт работы, наличие материально-технических, финансовых, кадровых и и других возможностей, а также положительная деловая репутация.

При этом заказчик оставляет за собой право предусмотреть условие об отсутствии сведений об участниках торгов в реестре недобросовестных поставщиков.

Сайт источник – goscontract.info

Источник: https://assoc-sodr.ru/blog/2017/08/09/%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%B1%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F-%D0%BA-%D1%83%D1%87%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BC-%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D1%83%D0%BF%D0%BA%D0%B8-%D0%BF%D0%BE-44-%D1%84%D0%B7/

Требования к участникам закупки по 223-ФЗ

Какие требования предъявляются к участникам закупок по Федеральному закону 223-ФЗ?

Требования к участникам закупки по 223-ФЗ указаны в Законе о закупках отдельными видами юрлиц, а также в положении конкретного заказчика и документации о торгах.

В целом они похожи, но каждая компания, которая организует закупочные процедуры, выставляет свои условия, которым должны отвечать участники.

Далее рассмотрим наиболее часто встречающиеся требования к участникам закупки по 223-ФЗ.

Требования к участникам закупки устанавливаются в 223-ФЗ

О том, кто может участвовать в закупочных процедурах, сказано в ч. 5 ст. 3 Закона № 223-ФЗ. Это любые юридические лица независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения компаний и места происхождения их капитала, а также физлица и ИП.

Конкретных требований к участникам закупки по 223-ФЗ в законе нет. Там лишь сказано, что заказчики должны прописывать их в своих положениях, а также в документации о торгах. При этом за предъявление требований к участникам закупки по 223-ФЗ, которых нет в документах заказчика, грозит ответственность по КоАП РФ. Запрет установлен ч. 6 ст. 3 Закона № 223-ФЗ.

Участником закупки не может выступать ее организатор, заказчик, а также их работники.

Обязательные требования к участникам закупки по 223-ФЗ

Перечислим обязательные требования, предъявляемые к участникам закупки по 223-ФЗ. Компанию не допустят до торгов, если:

  • у нее нет правомочий заключать договор;
  • юрлицо официально не зарегистрировано;
  • нет лицензии или допуска (если они необходимы);
  • компания находится в процессе ликвидации;
  • у нее есть задолженность по налогам и сборам;
  • она зарегистрирована в так называемой офшорной зоне;
  • юрлицо признано банкротом.

У компании не должно быть долгов по любым обязательным платежам. У ее руководителя и бухгалтера не должно быть судимости за экономические преступления. Также важно устойчивое финансовое положение участника закупки. Это нужно подтвердить данными бухгалтерской отчетности.

С июля 2018 года список требований к участникам закупок расширили. Смотрите в рекомендации, какие единые требования предъявлять к участникам с учетом всех изменений.

Готовые формы для заявки участника, чтобы подтвердить соответствие требованиям

✔ Что подтвердит отсутствие судимости;
✔ Чем подтвердить, что вас не банкротят и не ликвидируют;
✔ Чем подтвердить, что у вас нет долгов перед бюджетом;
✔ Как составить декларацию, что вы не офшор;
✔ Как подтвердить статус СМП.

Скачать готовые формы

Дополнительные требования к участникам закупки по 223-ФЗ

По 223-ФЗ могут быть установлены дополнительные требования к участникам закупки. Они касаются:

  • необходимых разрешений, лицензий, допусков;
  • опыта аналогичных поставок;
  • материально-производственных ресурсов;
  • трудовых ресурсов.

В число дополнительных требований к участникам закупки по 223-ФЗ входят:

  • профессиональная компетентность, квалификация, надежность;
  • наличие опыта и положительной репутации;
  • наличие финансовых ресурсов;
  • отсутствие сведений в реестре недобросовестных поставщиков;
  • наличие средств для исполнения договора;
  • пройденный предквалификационный отбор;
  • наличие необходимых производственных мощностей, технологического оборудования, техники и оборудования, достаточных для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг;
  • наличие специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения договора;
  • права на объекты интеллектуальной собственности;
  • для субъектов МСП — соответствие критериям принадлежности к малым и средним предприятиям.

Практика ФАС: единые и дополнительные требования к участникам закупки

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Если установите излишние требования к участникам закупки, нарушите закон. Не установите все нужные требования – тоже заплатите штраф. Установить единые и дополнительные требования к участникам закупки и избежать ошибок помогут 20 примеров из практики ФАС.

Внимание: контрактный управляющий или работник контрактной службы, который ошибся в требованиях к участникам, заплатит штраф – 3000 руб. А если установите лишние требования – от 5000 до 30 000 руб. Наказание предусмотрено частями 4 и 4.2 статьи 7.

30 КоАП.

Задайте вопрос эксперту Системы Госзаказ

Квалификационные требования к участникам закупки 223-ФЗ

Многие крупные заказчики допускают до своих процедур только тех, кто прошел предквалификационный отбор. Это способ проверки заявителя, не являющийся закупкой, на предмет соответствия требованиям.

Все компании, которые прошли ПКО, заносят в специальный реестр. Отбор проходит не в каждой закупке. Если предквалификационный отбор предусмотрен, заказчик укажет это в извещении. Там же будут перечислены документы, которые вам нужно будет предоставить. Какого-то единого списка бумаг не существует, в каждом конкретном случае он отличается.

ПКО проводится в открытой форме, то есть принять участие в нем могут любые лица. Срок подачи заявок на ПКО обычно составляет от трех дней. Завершается он в день окончания срока подачи заявок на участие в торгах. До участия в закупке допускаются только лица, прошедшие КО.

При проведении такого отбора заказчик вправе устанавливать квалификационные требования к участникам закупки 223-ФЗ:

  • о профессиональной компетентности, квалификации, надежности;
  • об опыте и хорошей репутации;
  • об обладании финансовыми ресурсами, оборудованием и другими материально-техническими возможностями, а также человеческими ресурсами;
  • об отсутствии негативного опыта сотрудничества с заказчиком.

Как участнику подтвердить и доказать, что конфликта интересов нетОдно из единых требований Закона № 44-ФЗ — отсутствие конфликта интересов. Такое требование распространяется на всех участников без исключения.

Каждому надо задекларировать в составе заявки, что у него нет с сотрудниками заказчика связи, которая может создать преимущественные условия.

Мы разъяснили, что понимают под конфликтом интересов, и разобрали самые резонансные дела.

Каждый судебный спор сопроводили выводом, чтобы помочь вам отстаивать свои права.

Читать статью »

Комиссия оценивает заявки по заранее определенным критериям. Смотрите их в предквалификационной документации. Критериями могут быть:

  • техническое оснащение;
  • квалификация участника отбора или его работников;
  • опыт поставок продукции;
  • образование и квалификация персонала;
  • деловая репутация;
  • обеспеченность финансовыми и кадровыми ресурсами.

Компания должна быть создана и зарегистрирована в законном порядке, не должна находиться в стадии ликвидации, банкротства, приостановки деятельности.

Финансовое положение компании должно быть устойчивым, размер задолженности по налогам не должен превышать 25% стоимости активов компании за последний отчетный период (некоторые заказчики требуют полного отсутствия задолженности по обязательным платежам).

К примеру, ООО «Транснефть — Восток» предъявляет следующие требования:

  • количество недействительных документов об образовании и квалификации работников, предоставленных компанией в течение года, не должно превышать 15% от общего количества представленных документов;
  • у компании должен быть положительный опыт аналогичных поставок, выполнения работ;
  • меньше трети технических ресурсов взяты в аренду;
  • наличие квалифицированного персонала. Важно, чтобы с работниками были заключены либо бессрочные трудовые договоры, либо соглашения сроком не менее года.

Каждый специалист должен иметь:

  • высшее образование;
  • трудовые отношения с организацией (в качестве подтверждения предоставьте трудовую книжку или трудовой договор);
  • действующие удостоверения и протоколы по проверке знаний требований охраны труда, по курсу пожарно-технического минимума, аттестации по промышленной безопасности и другие;
  • действующий документ о повышении квалификации либо квалификационное удостоверение специалиста;
  • определенный стаж работы.

Больше ответов на вопросы о закупках вы найдете в новом номере журнала «Госзаказ в вопросах и ответах» Возьмите гостевой доступ

Источник: https://www.pro-goszakaz.ru/article/101735-qqq-18-m8-trebovaniya-k-uchastnikam-zakupki-po-223-fz

Закупки по Закону № 223-ФЗ: подготовка к участию

Какие требования предъявляются к участникам закупок по Федеральному закону 223-ФЗ?

Каждый поставщик, участвующий в закупках государственных компаний, хочет чаще выигрывать, затрачивая меньше средств. Какие действия необходимо предпринять для этого? Давайте разбираться.

Недавно мы начали публикацию статей, касающихся участия в госзакупках по Закону №223, рассказав о возможных заказчиках и видах процедур. На этот раз постараемся разобраться, какие действия необходимо предпринимать поставщику государственных компаний, чтобы выигрывать чаще, затрачивая меньше денежных средств.

Постоянно изучайте поступающие предложения. Зачастую заказчики проводят закупки:

  • продуктов питания;
  • компьютеров и программного обеспечения;
  • лекарств и медицинского оборудования;
  • автотранспорта и услуг по его обслуживанию и ремонту;
  • оборудования и услуг по его обслуживанию;
  • нефтепродуктов, угля, газа;
  • бумаги, полиграфической и канцелярской продукции;
  • материалов и строительных работ.

При проведении мониторинга новых тендеров вы можете найти весьма интересные закупки из иных областей деятельности. Сезонных или специфичных закупок бывает меньше, однако и число их участников не так велико, поэтому шансов победить больше.

Нужно заранее пройти регистрацию на нужных электронных торговых площадках. Установка сроков проведения процедур, а также подачи заявок осуществляется заказчиком.

По этой причине сроки могут быть более короткими, чем по Закону № 44. Лучше заблаговременно аккредитоваться на тех ЭТП, где интересный вам заказчик проводит закупки.

Аккредитация на торговых площадках бесплатная, однако с поставщиков взимается плата за участие в процедурах.

Торговые площадки различаются условиями, одним из которых является абонентская плата. Её величина определяется сроком, на который предоставляется доступ (три, шесть либо двенадцать месяцев), или средней ценой договоров участников (меньше или больше 500 тысяч рублей, 1 млн рублей и иные суммовые диапазоны). Платить приходится победителю процедуры.

Стоимость определяется ценой выигранных договоров. К примеру, у некоторых заказчиков плата за участие составляет 1 процент от первоначальной цены. На торговых площадках B2B-Center поставщик в течение первых 6 месяцев имеет возможность сотрудничать с новыми заказчиками бесплатно.

Существует также тариф «Малая закупка», в соответствии с которым, уплачивая в месяц 1 тысячу рублей, можно принимать участие в процедурах с начальной ценой до 600,0 тыс. рублей. На площадке «Фабрикант» для малой закупки установлена планка в 500,0 тыс. рублей, при этом для поставщиков стоимость участия в месяц составляет 850 рублей.

На площадке «ОТС», где планка для малой закупки составляет до 590 тыс. рублей, стоимость участия – 1% от первоначальной цены договора.

Плата, взимаемая за участие в проводимых закупках, является дополнительными расходами, но зато требование обеспечения заявок и договоров предъявляется не всеми госкомпаниями. Именно на этом есть возможность сэкономить.

Целесообразно пройти предварительную квалификацию у интересных заказчиков, которые могут устраивать предквалификационный отбор. Не стоит рассматривать это в качестве дополнительной преграды поставщикам.

Предквалификация является способом отсеивания не имеющих опыта участников, предостережения заказчиков от закупки работ либо услуг низкого качества, снижения связанных с обработкой заявок затрат и упрощения работы закупочной комиссии.

В положении о закупке должен быть изложен регламент подготовки к квалификационному отбору и его проведению. У заказчика нет права на установку требований, ограничивающих конкуренцию: к примеру, наличие у участников уникального опыта.

О прохождении аккредитации лучше подумать заранее, но можно её пройти, приняв участие в конкретной закупочной процедуре. Например, некоторые тендеры «Роснефти» закрыты для поставщиков, которые не прошли предварительную квалификацию.

Процедура эта бесплатная и в будущем даст возможность участвовать в закупках ОАО «Роснефть» по упрощенной схеме (не предоставляя минимальный пакет документов).

Прием документов от поставщиков государственные корпорации осуществляют через почту, поэтому процедура предквалификации занимает определенное время.

Следует внимательно читать документацию, а также изучать положения о проведении закупок тех заказчиков, в конкурсах которых участвуете. Это должно стать главным ориентиром при просчете рисков и возможных спорах. Необходимо понимать то, какие требования установлены к поставщикам со стороны заказчика.

На что следует обратить внимание, изучая положение о закупке?

Во-первых, на предъявляемые к участникам требования, а именно:

  • требуется ли для участия проходить квалификационный отбор;
  • для каких закупок нужно обеспечение договора либо заявки, а когда оно не требуется;
  • разрешается ли вместе с победителем проводить корректировку отдельных положений договора.

Во-вторых, на условия проведения закупочной процедуры, а именно:

  • какие способы применяет заказчик при отборе поставщиков (конкурентные или неконкурентные, на бумаге или в электронном виде);
  • какие нюансы имеют эти способы;
  • когда заказчик может проводить закупки у одного поставщика.

В-третьих, на имеющиеся факторы риска, к числу которых относятся:

  • неоправданно продолжительные сроки проведения закупочных процедур;
  • очень длинный список закупок, совершенных у единственного поставщика;
  • отсутствие описания процедуры электронной закупки;
  • простое переписывание Закона № 44 в положении о закупке;
  • отсутствие раздела «порядок заключения и исполнения договора» либо если в положении написано, что заказчик может отказаться от заключения договора с победителем конкурса;
  • наличие возможности отказа от проведения закупки на любом из этапов;
  • отсутствие в положении пунктов, описывающих особенности планирования (нет оснований для внесения изменений в план закупки).

Перед подачей заявки нужно хорошо проанализировать документацию по следующим параметрам

  • На предмет соответствия предъявляемым требованиям по опыту, квалификации, квалификационным и разрешительным документам (наличие лицензий, допусков, сертификатов).
  • На предмет отсутствия необоснованных требований к поставляемой продукции. В качестве способов проведения закупки под конкретного поставщика заказчиками могут быть внесены требования, касающиеся указания уникальных технических решений, точных характеристик и требования по ГОСТам. Также не исключено указание заказчиком нереальных сроков поставки, приемки либо платежа. При этом Законом № 223 разрешена закупка продукции, имеющей конкретный товарный знак (фирменное наименование, патенты).
  • На предмет отсутствия к поставщику требований, противоречащих Закону № 223 либо положению о закупках заказчика. К примеру, законом запрещено требовать от участников, чтобы в их штате состояли работники определенных специализаций.
  • На предмет наличия закрытого перечня документации, которую поставщику необходимо прикладывать к заявке (при его отсутствии следует отправить запрос на разъяснение).

Необходимо внимательно изучать проект договора, который включен в пакет документации по закупке. Перед участием в закупочной процедуре следует убедиться, что:

  • в договоре содержатся все условия документации;
  • договор не имеет расплывчатых формулировок, например, «оплата проводится по мере поступления денежных средств» или «планируется выплата аванса»;
  • договором не предусматриваются слишком высокие штрафы, к примеру, «1 (один) % от стоимости договора за каждый день просрочки» (государственные компании сами принимают решение об установлении размера штрафных санкций).

Лучше, если все возможные спорные моменты будут заранее выяснены у заказчика, потому что при отказе от подписания договора после победы вы будете признаны уклонившимся и включены в РНП (реестр недобросовестных поставщиков).

Теги: 223-ФЗ, стратегия в закупках,

Количество просмотров: 714

:

Источник: https://fksrf.pro/info/101.html

Какие требования предъявляются к участникам закупок по Федеральному закону 223-ФЗ? | Практикующий юрист

Какие требования предъявляются к участникам закупок по Федеральному закону 223-ФЗ?

Согласно п. 1 ст.

422 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами, действующим в момент его заключения.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. Закон № 223-ФЗ таких норм не содержит.

Таким образом, ключевыми отличиями федерального закона 223-фз являются:

  • Возможность самостоятельной разработки положения о покупках и проведения торгов по усмотрению заказчика.
  • Отсутствие необходимости профильного образования по 223-фз и знания основ закона для проведения закупочных операций.
  • Право на использование обширного перечня торговых площадок.

Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) и в 2018 году встречает неоднозначное отношение.

Во многом это связано с тем, что данный закон предоставляет слишком большую свободу действия для заказчиков.

И стоит признаться, что иногда эта свобода сильно вредит принципам Закона № 223-ФЗ: равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупочных процедур.

Сравнение особенностей 44 фз и 223-фз

В нормативных правовых актах отсутствует понятие рамочного договора. Чтобы ответить на поставленный вопрос, следует определить: о каком именно договоре идет речь. Так называемые рамочные договоры можно условно разделить на три вида.

Федеральный закон 223-ФЗ от 18 июля 2011 года “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” регулирует проведение закупок организациями, имеющими повышенный контроль со стороны государства в связи с государственным участием в них либо спецификой их деятельности.

Этот список неполный, ведь всего заранее не предусмотришь. Конкретные требования к участникам той или иной закупки необходимо прописывать в ее документации. А в Положении следует указать, что список приведенных в нем требований является открытым и может быть уточнен по каждой конкретной процедуре.

Третья статья 223-ФЗ предполагает, что участвовать в тендерах может любое юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (а также их объединения), которые соответствуют условиям, перечисленным в положении о закупках госзаказчика.

Требования должны быть измеримыми, одинаковыми для всех участников, не противоречить актуальному законодательству и не ограничивать здоровую конкуренцию – остальное на усмотрение организатора торгов.

Закон 223-ФЗ не разъясняет термин «участник закупки» и критериев отнесения лица к таковым. Однако заказчики должны сделать это в своих Положениях о закупке.

Так как 223-ФЗ не содержит четких требований к участникам госзакупок, заказчики вправе включить в свое положение требования, закрепленные в 44-ФЗ: единые и дополнительные.

Присутствовавший в судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Предприятия поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе.
Также существует ряд дополнительных требований, предъявление которых к участникам может быть включено в Положение о закупке или документацию о торгах.

Закон № 223-ФЗ отдает на откуп заказчику установление требований к участникам, а также порядок оценки заявок. К сожалению, не у всех заказчиков получается распоряжаться такой свободой.

Участники закупок должны в полной мере соответствовать законно предъявленным требованиям независимо от способа проведения закупки, в том числе и тогда, когда она проводится в виде электронного аукциона. Однако проверка соответствия в последнем случае будет иметь некоторые особенности.

Так, комиссия по проведению закупок проверяет соответствие требованиям, предъявленным к участникам электронного аукциона, за исключением пп. 1 и 10 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ — соответствие им проверяет оператор электронной площадки при аккредитации. В соответствии со ст. 3 закона «О контрактной системе…» от 05.04.

2013 № 44-ФЗ заказчиками товаров, работ, услуг, нужд могут быть органы государственной или муниципальной власти, бюджетные учреждения, унитарные предприятия — при условии выделения им бюджетных средств для произведения капитальных вложений в объекты муниципальной или государственной собственности, а также отдельные юридические лица (корпорации «Росатом» и «Роскосмос»).

Также рассматриваемый закон содержит исчерпывающий перечень основных и дополнительных требований, которые могут быть предъявлены к участникам закупки.

Заказчик установил в критериях оценки наличие у участников опыта выполнения работы в конкретном регионе. На заседании заказчик объяснил такую необходимость и доказал, что такой опыт имеется у многих организаций.

Также был сделан упор на то, что данный критерий не является отборочным и никак не мешает компаниям принимать участие в данной закупке.

Дополнительно внимание комиссии было привлечено к тому, что в закупках в рамках Закона № 223-ФЗ предусмотрена возможность объединения нескольких юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки.

Маркет — это торговая площадка, объединяющая представление нефтегазового рынка. Мы поможем вашей компании развиваться, а покупателям находить добросовестных поставщиков.

Ссылки Предприятия на то, что включение спорных требований в Положение о закупке не ограничивает конкуренцию по отношению к участникам закупки подлежат отклонению в силу вышеизложенного.

Упомянутые права, например, включают обжалование действий заказчика или его бездействия во внесудебном порядке или в суде.

Кроме того, Положение о закупке заказчика может предоставлять участникам и иные права, в том числе в части обжалования.

Эксперт права
Добавить комментарий