Федеральный закон № 44-ФЗ: основные понятия закона, возможности его использования для регламентации проведения закупочных процедур

Федеральный закон № 44-ФЗ: основные понятия закона, возможности его использования для регламентации проведения закупочных процедур

Федеральный закон № 44-ФЗ: основные понятия закона, возможности его использования для регламентации проведения закупочных процедур

Государство длительное время стремилось разрабатывать нормативные акты, главной целью которых стало бы регулирование осуществляемых закупок для удовлетворения нужд государства в лице его федеральных, региональных и муниципальных органов власти.

Главной целью такого регулирования следует признать необходимость сделать весь процесс проведения таких закупок более прозрачным.

По этой причине действовавшее ранее законодательство в данной сфере было признано неэффективным, и на государственном уровне началась разработка новых норм права.

Ключевым законом, на который теперь опираются все государственные органы, стал Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок», который был принят 5 апреля 2013 года, а вступил в силу 1 января 2014 года и до настоящего времени продолжает изменяться и трансформироваться для удовлетворения целей его принятия.

Единая информационная система как основа для осуществления всех государственных и муниципальных закупок (ЕИС)

Еще на этапе реализации предыдущего закона о госзакупках была создана специальная электронная система, в которой в соответствии с положениями действующего законодательства осуществлялось размещение всей информации о том, в каком виде и каким образом будет происходить осуществление той или иной закупки.

Главной целью постоянной трансформации данной системы является не только формирование возможностей получения всей необходимой информации о возможных контрактах со стороны потенциальных исполнителей, но также и формирование прозрачности и доступности такой информации для всех участников контрактной системы.

Если вы хотите узнать, как в 2019 году решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Электронные торговые площадки и роль электронных цифровых подписей в их функционировании

Проведение закупок в подавляющем большинстве случаев происходит при помощи функционала электронных торговых площадок, кроме тех контрактов, которые заключаются с единственным поставщиком на основании статьи 93 Федерального закона «О контрактной системе». Далее сведения попадают в Единую информационную систему.

В противном случае заключение какого-либо контракта может быть признано незаконным, так как ограничивается возможность свободной конкуренции между потенциальными исполнителями заключаемых контрактов.

Для того чтобы заключение всех контрактов в электронной форме проходило максимально прозрачно, а сами контракты не были подделаны, для идентификации всех участников закупочных процедур используются электронные цифровые подписи (ЭЦП).

ЭЦП – это специальный цифровой ключ, который предоставляет возможность не только войти на электронную торговую площадку, но и подписать контракт в электронном виде для того, чтобы в дальнейшем он прошел выгрузку в Единую информационную систему.

В некоторых регионах на сегодняшний день сохраняется подписание контрактов, размещенных в электронном виде, на бумажных носителях.

Однако бумажный экземпляр не является обязательным и используется чаще всего для того, чтобы подтвердить наличие заключенного договора и согласие обеих сторон, участвующих в исполнении данного договора, на его условия.

Кроме того, именно бумажная версия выступает в качестве доказательств при судебном рассмотрении конфликтных споров по делу.

Планы закупок и планы-графики закупок

План закупок – это документ, который регулирует все закупки, осуществляемые государственным или муниципальным заказчиком.

На основании плана закупок происходит составление специального плана-графика.

Кроме того, именно на основании плана закупок происходит распределение бюджетных средств, которые будут направлены на оплату по контракту для удовлетворения государственных нужд.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему, обращайтесь через форму онлайн-консультанта или звоните по телефонам:

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

План закупок является первым документом, который размещается в Единой государственной системе zakupki.gov.ru в начале каждого финансового года для того, чтобы определить, какие именно закупки должны быть осуществлены, и какие контракты следует заключить для удовлетворения государственных нужд.

После публикации плана закупок составляется план-график, в котором отражается цикличность заключения тех или иных контрактов, количество необходимых торгов в тех или иных видах, а также распределение таких закупок в течение всего финансового года.

Всю информацию о плане закупок и плане-графике можно получить при обращении к ЕИС, где хранятся не только документы планирования на текущий финансовый год, но и на предыдущие годы в виде архивов.

Реестр контрактов

Реестр контрактов – это особая база данных, которая позволяет ознакомиться с теми контрактами, которые заключаются на основании проведенных торгов.

В данном реестре не только отображаются все заключенные контракты, а также те контракты, которые были заключены, но не могут быть исполнены по каким-то причинам, в том числе по причине уклонения одной из сторон такого контракта от его исполнения.

Реестр контрактов предоставляет возможность также ознакомиться с тем, каким образом следует формировать тот или иной контракт, например, если по какой-то причине возникают сложности в документальном оформлении существующего соглашения между заказчиком и его контрагентом.

В данном реестре можно увидеть не только контракты, которые заключены на основании результатов проведения различных конкурсных процедур, но также и договоры, оформление которых происходит на основании положений Гражданского Кодекса, если такие договоры также заключаются по результатам тех или иных специальных процедур.

Реестр недобросовестных поставщиков

Далеко не всегда контракты исполняются в полном объеме. Однако многие исполнители, понимая, что не смогут в полном объеме исполнить тот или иной контракт, пытаются найти точки взаимодействия и соприкосновения с заказчиком, чтобы решить возникшую конфликтную ситуацию.

В тех же случаях, если такой контракт по каким-то причинам не исполняется в полном объеме, а исполнитель по контракту не контактирует с заказчиком для разрешения возникшей ситуации, заказчику дано право расторгнуть такой контракт и либо вновь объявить проведение закупки, либо заключить соглашение об исполнении такой закупки с тем участником, который занял второе место на торгах.

Если контракт не был исполнен поставщиком по необъективным причинам и расторгнут по решению заказчика, уклонившийся исполнитель может быть добавлен заказчиком в Реестр недобросовестных поставщиков, который ведется Федеральной антимонопольной службой.

Для исполнителей, включенных в данный реестр, накладываются ограничения на возможности участия в различных видах торгов.

Конкретные санкции на таких недобросовестных исполнителей накладываются непосредственно ФАС на основании того, какого рода были действия по уклонению от исполнения контрактов, а также на основании того, сколько именно нарушений допустил тот или иной исполнитель.

Получить информацию из данного реестра можно путем обращения к соответствующему ресурсу ФАС, а также из Единой информационной системы.

Порядок проведения закупок

Федеральный закон «О контрактной системе» №44-ФЗ является тем законом, который в полном объеме отрегулировал проведение различного вида закупок путем использования тех или иных процедур от конкурсных торгов до закупок у единственного поставщика без использования таких процедур.

Общий вид проведения той или иной закупки, независимо от того, каким образом она будет осуществляться, выглядит следующим образом:

  1. Объявление необходимости проведения закупки на основании внесения соответствующих сведений в план-график. Внесенные изменения следует опубликовать в Единой информационной системе. Только после внесения таких сведений может быть осуществлено проведение той или иной процедуры.
  2. Подготовка всей необходимой технической и закупочной документации для разъяснения потенциальным исполнителям контракта условий, на которых контракт должен быть исполнен и по итогам оплачен. В такую документацию входят: техническое задание на осуществление контракта, обоснование начальной максимальной цены контракта, проект подписываемого контракта. Все документы должны быть в доступе для потенциальных исполнителей для возможностей свободного ознакомления.
  3. Выбор потенциальной формы проведения закупки на основании имеющихся требований к приобретаемым товарам, работам или услугам. Выбранная форма также должна быть отображена в документации о потенциальной закупке. При этом обоснование выбранной формы потребуется только в том случае, если речь идет о закупке у единственного поставщика на основании статьи 93 Федерального закона №44-ФЗ.
  4. Собственно проведение процедуры определения исполнителя в соответствии с положениями Федерального закона №44-ФЗ на основании порядка, который предусмотрен для той или иной процедуры самим законом.
  5. Заключение контракта по результатам проведенной процедуры с тем исполнителем, который признан победителем такой процедуры.

Сроки, в течение которых должны быть заключены все предусмотренные законом контракты, зафиксированы в соответствующих статьях Главы 3 Федерального закона №44-ФЗ.

В том случае, если какая-либо из сторон заключаемого контракта не исполняет по необъективным причинам сроки подписания контракта, на нее могут быть наложены меры ответственности, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях (так как данные нарушения относятся именно к сфере действия КоАП РФ).

Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» под номером 44-ФЗ действует на территории Российской Федерации более четырех лет. Однако на сегодняшний день его действие уже показывает, что поставленные перед законом цели достигнуты практически в полном объеме.

В частности, данный закон поставил главной целью сделать проводимые закупки максимально прозрачными, а для участников, которые собираются побороться за исполнение того или иного контракта, созданы условия максимального обеспечения условий конкурентной борьбы.

За нарушение правил, которые сформулированы в данном законе, со стороны государственных и муниципальных заказчиков на таких нарушителей может быть наложена ответственность специальными контролирующими органами, в том числе ФАС.

  • Москва: +7 (499) 110-86-72.
  • Санкт-Петербург: +7 (812) 245-61-57.

Или задайте вопрос юристу на сайте. Это быстро и бесплатно!

Источник: //zakonguru.com/goszakupki/44/dla-cajnikov.html

Курс повышения квалификации

Федеральный закон № 44-ФЗ: основные понятия закона, возможности его использования для регламентации проведения закупочных процедур

В рамках настоящего курса все положения и особенности практики применения Федеральных законов № 44-ФЗ и № 223-ФЗ будут представлены Вашему вниманию с рассмотрением последних актуальных изменений действующего законодательства в сфере госзакупок, призванных облегчить работу как заказчиков, так и поставщиков в закупках.

Для кого предназначен

Руководителей и специалистов федеральных, региональных и муниципальных органов власти, бюджетных, казенных, автономных учреждений, унитарных предприятий, отвечающих за осуществление закупок; членов комиссий заказчиков, работников контрактной службы (контрактных управляющих); руководителей и специалистов компаний, тендерных, юридических отделов и отделов продаж компаний-поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Особенности программы

Курс повышения квалификации по содержанию и продолжительности освоения образовательной программы соответствует Методическим рекомендациям по реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации в сфере закупок, направленным письмом Минэкономразвития №5593-ЕЕ/Д28и и Минобрнауки №АК-552/06 от 12 марта 2015 г.

Форма обучения очно-заочная (144 часа с выдачей Удостоверения о повышении квалификации установленного образца).
Заочная часть обучения реализуется с применением дистанционных образовательных технологий, электронного обучения.

Слушателям предоставляется доступ к системе электронных образовательных ресурсов, включающих презентации материала, нормативную базу, задания с разбором решений, тесты, образцы документов, учебно-методические материалы. По окончании обучения и успешного прохождения тестирования выдается удостоверение установленного образца, предоставляются бесплатные консультации.

Программа

Модуль I : Контрактная система – последовательное реформирование государственных и муниципальных закупок. Основные принципы и положения Закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

  • Предмет регулирования, основные понятия, термины и определения. Значимые отличия и преимущества Закона о контрактной системе.
  • Новшества и перспективы развития законодательства о контрактной системе: электронные процедуры, каталог ТРУ; типовые контракты и типовые условия контрактов; нормирование, запреты, ограничения и условия допуска иностранных товаров и др.
  • Единая информационная система, ее элементы, перспективы развития.
  • Регламентация работы по планированию обеспечения государственных и муниципальных нужд.
  • Планы-графики закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, изменения порядка планирования закупок в 2019 году.
  • Обоснование закупок товаров, работ, услуг в соответствии с требованиями постановления Правительства от 05 июня 2015 года № 555.
  • Начальная (максимальная) цена контракта, цена контракта с единственным поставщиком – новые методики расчета стоимости.
  • Приказ Министерства экономического развития РФ от 02 октября 2013 года № 567 «Об утверждении методических рекомендаций по определению НМЦК».
  • Примеры расчета (обоснования) цены контракта методом анализа рынка.
  • Комиссии заказчиков. Численность, состав, требования и ограничения. Регламент работы.
  • Контрактная служба (контрактный управляющий). Порядок наделения полномочиями. Функции и полномочия. Обязанности. Ответственность. Профессиональный стандарт «Специалист в сфере закупок, «Эксперт в сфере закупок».

Модуль II: Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в контрактной системе. Новое в процедурах закупок. Порядок работы заказчика и участника по новым правилам:

  • Основные и дополнительные требования к участникам закупок.
  • Участие субъектов малого предпринимательства в закупках: новый подход, порядок применения, ответственность.
  • Антидемпинговые меры при проведении конкурсов и аукционов.
  • Требования к обеспечению заявок. Формы, размер, право и обязанность заказчика установить обеспечение заявки. Изменения порядка предоставления обеспечения заявки в 2019 году.
  • Требования к банковской гарантии. Реестр банковских гарантий.
  • Условия и сроки отмены процедур.
  • Централизация закупок. Совместные торги.

2.1. Открытый конкурс в электронной форме.

  • Порядок размещения в ЕИС извещения, конкурсной документации, изменений, разъяснений.
  • Структура конкурсной документации.
  • Порядок подачи первых и вторых частей заявок на участие в конкурсе, окончательных предложений о цене на электронной площадке.
  • Критерии и порядок оценки конкурсных заявок, значения, методика расчета в соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1085 от 28 ноября 2013 года.
  • Схема и сроки заключения контракта по результатам проведения конкурсных процедур.
  • Признание конкурса несостоявшимся, новые правовые последствия.
  • Особенности проведения конкурса в электронной форме с ограниченным участием: Постановление Правительства от 04.02.2015 № 99 об установлении дополнительных требований к участникам закупок при проведении конкурсов с ограниченным участием.
  • Особенности проведения двухэтапного конкурса в электронной форме.

2.2. Электронный аукцион в контрактной системе.

Источник: //www.piterbo.ru/study/programs/upravlenie-zakupochnoy-deyatelnostyu-v-ramkah-realizacii-zakona-o-kontraktnoy-sisteme

Главное о Законе о закупках: комментарии, структура, основные понятия

Федеральный закон № 44-ФЗ: основные понятия закона, возможности его использования для регламентации проведения закупочных процедур

Закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 г. сменил Закон № 94-ФЗ, который регулировал госзакупки прежде. Закон призван регулировать отношения между госзаказчиками и участниками закупок на всех этапах закупочной деятельности.

Скачать редакцию Закона 44-ФЗ от 31 июля 2019

Цели ФЗ о закупках

  • повышение эффективности и результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг. Эффективное и экономное расходование бюджетных средств – не только одна из главных целей Закона №44-ФЗ, но и один из основных принципов Бюджетного кодекса РФ. Согласно ст. 34 БК РФ заказчики «должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности)».
  • обеспечение гласности и прозрачности госзакупок, обеспечение доступа к информации. Достижение этой цели реализовано в создании Единой Информационной Системы, в которой можно отследить все этапы проведения закупок, жалобы и решения контролирующих органов по этим жалобам. Вся информация, собранная в одном месте, существенно упрощает работу, как пользователям системы, так и контролирующим органам.
  • предотвращение коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок. При проведении электронного аукциона участники выступают под номерами, а не под собственными названиями, заказчик постфактум узнает, кто выиграл аукцион. В запросе котировок конверты можно подавать обезличенными, только на процедуре вскрытия конвертов заказчик узнает, кто подал заявки. Такие меры помогают минимизировать возможность нечестной конкуренции.

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Чтобы определить поставщика, подрядчика или исполнителя, прежде всего необходимо запланировать электронные процедуры. Получить электронную подпись. Выбрать площадку, которая наилучшим образом подойдет вашей организации, и зарегистрироваться.

Далее сформировать документацию и извещение, провести процедуры и определить поставщика и заключить контракт с учетом особенностей каждого из способов закупки. Смотрите решения для каждого электронного способа: аукцион, конкурс, запрос котировок, запрос предложений.

Чек-лист поможет определить готовность к проведению электронных закупок »

Шесть принципов контрактной системы

Принцип № 1 – открытость и прозрачность. Принцип выражается в том, что вся информация о госзакупках, за исключением той, которая касается гостайны, размещена в открытом доступе в ЕИС. Любой желающий может получить информацию о том, кто, что, на каких условиях закупает и каким образом определен или будет определен поставщик.

Принцип № 2 – обеспечение конкуренции. Конкуренция должна быть основана на принципе «добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок» (ст. 8 Закона № 44-ФЗ).

Любое юридическое или физическое лицо может стать участником госзакупок, если соответствует обязательным требованиям, которые предъявляет к поставщикам 44-ФЗ.

Необоснованное ограничение конкуренции противоречит Закону №44-ФЗ и влечет за собой административную ответственность для заказчика и его должностных лиц.

Принцип № 3 – профессионализм. Имеется в виду, прежде всего профессионализм заказчика. Заказчики «принимают меры по поддержанию и повышению уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок» (ч. 2 ст. 9 Закона №44-ФЗ).

Проведение закупок по 44-ФЗ – это сложный процесс, состоящий из нескольких этапов.

Оперативно, грамотно и без нарушений спланировать закупку, подготовить документацию, провести конкурентную процедуру и подписать контракт может только профессионально подкованный специалист – контрактный управляющий.

Принцип № 4 – поощрение использования инновационных технологий и процессов. Принцип выражается в том, что заказчик при закупках должен делать выбор в пользу высокотехнологичных товаров, работ и услуг, если это возможно.

Принцип № 5 – единство контрактной системы. Закон №44-ФЗ регулирует все госзакупки вне зависимости от сферы и предмета закупки. Соблюдение требований 44-ФЗ обязательно для всех заказчиков и для всех участников закупок.

Принцип № 6 – ответственность за результат. Заказчики несут ответственность за подготовку документации, за обеспечение конкуренции в закупках, за законный выбор поставщика, за исполнение своих обязательств по контракту.

Участники несут ответственность за достоверность предоставленной информации, за своевременное обеспечение и подтверждение своей добросовестности в случае необходимости, за исполнение контракта.

И если кто-то из них не справляется со своими обязанностями, то вынужден будет понести ответственность за нарушение.

Отличия 44-ФЗ от прежнего регулятора 94-ФЗ

Среди основных отличий 44-ФЗ можно отметить:

  • ЕИС. Единая информационная система призвана обеспечивать максимальную прозрачность и открытость закупок. Ранее системы контроля не позволяли быстро, объективно и всесторонне оценить законность проведения той или иной закупки.
  • Реестр банковских гарантий. В соответствии со ст.45 Закона №44-ФЗ банковские гарантии, которые предоставляют участники закупок «должны быть включены в реестр банковских гарантий», иначе заказчик не сможет принять такое обеспечение. Частые случаи мошенничества с банковскими гарантиями обязали законодателя предусмотреть для заказчика своего рода «страховку» от нечестных на руку предпринимателей и банков.
  • Антидемпинговые меры по ст.37 Закона № 44-ФЗ. Когда участник существенно занижает цену – он должен подтвердить свою добросовестность ли внести обеспечение «в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта». Это позволит заказчику убедиться в том, что такой участник намерен заключить контракт, а не сорвать закупку.
  • Новые конкурентные способы определения поставщика и критерии оценки заявок. Закон №44-ФЗ предусматривает пять основных способов определения поставщика.
  • Расширенные требования к участникам закупки. Например, 94-ФЗ обязывал заказчиков допускать к закупке только тех участников, которые не числятся в РНП. Согласно 44-ФЗ, заказчик может установить требование отсутствия в РНП не только юридического лица, но и физических лиц – представителей руководящего звена организации.

Способы определения поставщика

Закон №44-ФЗ предусматривает пять способов определения поставщика в соответствии со ст.24:

  • конкурс;
  • аукцион;
  • запрос котировок;
  • запрос предложений;
  • закупка у единственного поставщика.

Первые четыре способа закупки – конкурентные процедуры. Закупку у единственного поставщика можно провести в ряде случаев – когда конкурентная процедура не состоялась (не всегда), когда речь идет о малых закупках до 100 тысяч и в иных случаях, предусмотренных ст.93 Закона №44-ФЗ.

Конкурс – это способ определения поставщика, при котором победителем признается участник, предложивший наилучшие условия для заказчика, то есть цена – не единственный критерий оценки заявок(ч. 3 ст. 24 Закона №44-ФЗ).

Конкурсы бывают:

  • открытые (ст.48 44-ФЗ);
  • с ограниченным участием (ст.56 44-ФЗ);
  • двухэтапные (ст.57 44-ФЗ);
  • закрытые (ст. 84,85 44-ФЗ);
  • закрытые с ограниченным участием (ст. 84,85 44-ФЗ);
  • закрытые двухэтапные (ст. 84,85 44-ФЗ).

Аукцион – это способ определения поставщика, при котором основным критерием оценки является цена. Тот участник, который предложил самую низкую цену и будет признан победителем аукциона (ч. 4 ст.24 Закона №44-ФЗ). Аукцион надо проводить, если заказчик закупает товары, работы и услуги, включенные в перечень, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р.

Аукционы бывают:

  • электронные (ст. 59 Закона №44-ФЗ);
  • закрытые (ст. 86 Закона №44-ФЗ).

Запрос котировок – форма закупки, при которой победителем признается участник, предложивший наиболее низкую цену контракта (ч. 1 ст. 72 Закона №44-ФЗ).

Запрос предложений – закупка, при которой победителем признается тот, чье предложение наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге (ч.1 ст. 83 Закона № 44-ФЗ).

Электронные площадки закупок по 44-ФЗ

Закупки по 44-ФЗ проводятся на 6 специализированных электронных площадках.

  • ЗАО «Сбербанк-Автоматизированная система торгов»;
  • ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан» (Общероссийская система электронной торговли);
  • АО «Электронные торговые системы» (Национальная электронная площадка);
  • ОАО «Российский аукционный дом»;
  • ООО «РТС-Тендер»;
  • АО «Единая электронная торговая площадка».

Торги по 44-ФЗ можно проводить только на этих площадках.

Планирование и алгоритм проведения закупок по 44-ФЗ

Планирование закупок. Все закупки, которые проводит заказчик, должны быть включены в план-график и план закупок. Закупать что-то, не входящее в план-график и план закупок нельзя. Постановление Правительства РФ №73 от 25.01.2017г. ввело новые формы планов-графиков и планов закупок.

Чтобы провести закупку по 44-ФЗ заказчику нужно:

Источник: //www.pro-goszakaz.ru/44-fz

223-ФЗ о закупках госучреждений: практика применения, отличие 44-ФЗ от 223-ФЗ

Федеральный закон № 44-ФЗ: основные понятия закона, возможности его использования для регламентации проведения закупочных процедур

С 1 января 2014 года бюджетные и автономные учреждения получили возможность в дополнение к закону № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.

«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» при соблюдении определенных условий производить госзакупки по Федеральному закону № 223-ФЗ от 18.

07.2011 г. «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Закон №44-ФЗ — это достаточно жесткий закон, накладывающий серьезные ограничения к способам осуществления закупок, а также к суммам и объемам закупок товаров, работ, услуг. Обязательным условием является обоснование начальной цены контракта, описание полных функциональных характеристик товаров, работ, услуг.

На его фоне закон №223-ФЗ выглядит более мягким. Например, обосновывать закупки закон не требует, план закупок может быть изменен по любой причине и в любое время. Также, согласно закону, не требуется обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Преимуществом закона №223-ФЗ по сравнению с законом №44-ФЗ является возможность внесения изменений в уже заключенный с поставщиком контракт — продление срока, увеличение цены, изменение объема и др.

Если вы уже работали с госзакупками по закону №44-ФЗ, то освоить применение закона №223-ФЗ вам будет несложно.

Изначально предполагалось, что закон №223-ФЗ будут применять госкорпорации, госкомпании, субъекты естественных монополий, иначе говоря, коммерческие организации, находящиеся в сфере интересов государства или осуществляющие регулируемые виды деятельности. В настоящее время ст.

15 закона №44-ФЗ позволяет бюджетным и автономным учреждениям часть закупок вывести под закон №223-ФЗ, согласно которому закупки можно осуществлять за счет грантов и средств от приносящей доход деятельности (кроме средств ОМС).

При этом нужно отметить, что для московских заказчиков закон №223-ФЗ не работает, они должны работать только в соответствии с законом №44-ФЗ.

Как начать работать по закону №223-ФЗ?

Прежде всего, бюджетное или автономное учреждение должно разработать Положение о закупке и план закупки. Далее направить Положение своему учредителю на утверждение. Следующий этап — разместить Положение о закупке и план закупки в ЕИС (www.zakupki.gov.ru). Если данную процедуру провести в течение текущего года, то по закону №223-ФЗ можно осуществлять закупки с 1 января 2015 года.

На портале госзакупок у бюджетного учреждения, желающего осуществлять закупки по двум законам, должны быть зарегистрированы два личных кабинета — по закону №44-ФЗ и по закону №223-ФЗ.

Для второго кабинета понадобится новая электронная подпись, которую необходимо будет приобрести за свой счет, потому что Федеральное казначейство бесплатно выдает электронные подписи только для регистрации кабинета по закону №44-ФЗ.

Обратим внимание на то, что основным требованием закона является обязанность Заказчика размещать на портале госзакупок информацию о закупках и отчеты о закупках товаров, работ, услуг. Заказчик должен размещать такие отчеты ежемесячно, не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Различия между режимами закупок

Прежде всего, отметим различия в составлении плана-графика. По закону №44-ФЗ требуется годовой план-график на 2014 и 2015 гг.

по правилам закона №94-ФЗ, с учетом особенностей, установленных Минэкономразвития и Федеральным казначейством.

С 2016 года в дополнение к плану-графику по закону №44-ФЗ госучреждения должны формировать трехлетний план закупок, который нужно будет согласовывать с главным распорядителем бюджетных средств, и однолетний план-график.

Отличие плана закупок на год, составляемого по правилам закона №223-ФЗ, в том, что он намного проще и во многом именно заказчик определяет, как он будет выглядеть.

Отметим, что с 2015 года план закупок лекарственных средств, инновационной и высокотехнологичной продукции, согласно закону №223-ФЗ, формируется на 5-7 лет, в 2014-м — на 3 года.

При этом закон позволяет в любое время вносить изменения в такие долгосрочные планы, поскольку основания для внесения изменений в планы бюджетные и автономные учреждения устанавливают сами в Положении о закупке. Соответственно, по мере появления потребностей план можно будет изменять и дополнять.

По закону №44-ФЗ каждая закупка подлежит обоснованию (внутри плана закупки и плана-графика закупки) в части отнесения к одной из трех основных целей:  

  • выполнение государственных программ и муниципальных программ;
  • выполнение международных соглашений и иных обязательств международного характера;
  • выполнение и реализация функций и полномочий государственных органов и муниципальных органов.

Обосновывать закупку и рассчитывать цену по жестким правилам закона №44-ФЗ требуется по всем видам закупок, даже по тем, стоимость которых не превышает 100 000 руб. Закон №223-ФЗ, наоборот, обоснования закупок не требует: бюджетные и автономные учреждения не должны объяснять, зачем потребовались товар, работа или услуга.

И наконец, описание закупки по закону №44-ФЗ должно быть нейтральным, объективным, без торговых наименований. Характеристики закупки не должны указывать на конкретный товар конкретного производителя, иначе, по мнению ФАС, произойдет ограничение конкурентной борьбы.

При закупке лекарственных средств, например, можно пользоваться только международным непатентованным наименованием.

Если же осуществлять закупку по закону 223-ФЗ, то описание товаров, работ, услуг может быть любым, в том числе с прямым указанием на торговое наименование, производителя, страну происхождения.

Различия в способах осуществления закупок

По закону №44-ФЗ все 11 способов и условия их применения определены, а главное — четко ограничены перечень и случаи, когда закупки могут осуществляться у единственного поставщика.

И наоборот, закон №223-ФЗ никоим образом не ограничивает заказчика в плане возможностей закупок у единственного поставщика, нужно лишь перечень, случаи и основания закупок отразить в Положении. Способы закупок бюджетные и автономные учреждения тоже могут определять самостоятельно.

Есть лишь одно ограничение — в Положении о закупке должны быть обязательно прописаны процедуры проведения конкурсов и аукционов.

Изменение контракта по законам №44-ФЗ и №223-ФЗ

В ст.95 закона №44-ФЗ изменение контракта и его существенных условий строго определены. Данные ограничения распространяются и на закупки у единственного поставщика.

А закон №223-ФЗ не только не ограничивает случаи возможности изменения договора, но и прямо говорит о том, что договор может меняться в части цены, сроков, объемов товаров, работ, услуг.

В каких случаях возможны изменения, следует указать в Положении о закупке, размещенном на портале госзакупок.  

Закупки по смешанному финансированию

Иногда может возникнуть необходимость произвести закупку одновременно за счет двух источников финансирования (первый источник финансирования — субсидии, полученные на выполнение госзадания, второй — средства от приносящей доход деятельности). К сожалению, в рамках одного договора это сделать не получится.

В данном случае бюджетное или автономное учреждение должно произвести закуп только по закону №44-ФЗ. Либо есть еще один вариант — разбить саму закупку на части.

Тогда в Положении о закупке нужно предусмотреть такой момент: основанием закупки у единственного поставщика по закону №223-ФЗ является заключение договора с поставщиком, с которым уже заключен договор по закону №44-ФЗ.

Ольга Покидова, менеджер по развитию направления «Контур-Бухгалтерия Бюджет» компании «СКБ Контур»

Попробуйте демо-версию бесплатно!

Источник: //kontur.ru/articles/774

Эксперт права
Добавить комментарий